«ЗАКОН ДИМЫ ЯКОВЛЕВА» КАК ПРИМЕР ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Научная статья по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В настоящей статье автор рассматривает теоретические основы и практический эффект от принятия «Закон Димы Яковлева», приводит мнения экспертов, специалистов, общественных деятельней.

Ключевые слова: 

права, свободы, интересы, дети, ребенок, Россия, РФ.

     29 декабря 2012 года в Российской Газете был опубликован Федеральный Закон от 28 декабря 2-12 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и в свобод граждан Российской Федерации» [12], в народе этот закон уже получил название «Закон Димы Яковлева». Документ назван в память о погибшем двухлетнем мальчике, которого приемный отец-американец запер на солнцепеке в автомобиле, а также в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приемных родителей в США [10]. Закон вступил в силу с 1 января 2013 году.

     Данный закон полностью запрещает гражданам США усыновлять сирот из России.

     Действительно, Закон выводит отношения России и США за рамки мирного диалога прямо говоря о том, что помимо рядовых "лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации" являющихся гражданами США, на подобные нарушения направлены и действия граждан США, обладающих определенными властными полномочиями высочайшего уровня, а именно:


     1) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,


     2) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,


     3) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации [14].


     Стоит отметить, что «законом Димы Яковлева» на деле является ст. 4 Закона, которая гласит, что «запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей» [14].


     В ч. 2 ст. 4 настоящего Закона предписано «прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.» [9].


     Однако, в свою очередь, в Соглашении об усыновлении, положения действуют "до истечения одного года с даты, когда одна из сторон по дипломатическим каналам уведомит другую сторону о своем намерении прекратить действие настоящего соглашения" [11], то есть до 1 января 2014 года.


     1 января этого года МИД России официально передал посольству США в Москве ноту с уведомлением о прекращении действия соглашения об усыновлении с США в связи со вступлением в силу в этот день Федерального Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [18].


     Соответствующее российско-американское Соглашение, которое было прекращено в одностороннем порядке РФ, действовало всего в течение нескольких месяцев, однако за это время РФ неоднократно было заявлено на соответствующих уровнях о вопиющих случаях нарушения прав российских детей, усыновленных гражданами США, и о проблемах, с которыми сталкиваются российские консульские службы при осуществлении контроля за фактическим положением детей – российских граждан, усыновленных гражданами США [1. С. 6-10].


     По существу, речь идет о ненадлежащем исполнении США условий Соглашения о сотрудничестве в области усыновления, выражающемся в грубых нарушениях приемными родителями – гражданами США прав детей – граждан РФ и отсутствии в США ненадлежащих гарантий защиты прав детей [5. С. 146-160].


     Вместо того чтобы понять истинные причины одностороннего прекращения Россией указанного Соглашения, оппоненты переносят акцент на вопрос о соответствии российского закона международно-правовым стандартам, принципу и необоснованно с точки зрения международного права утверждают о том, что данный Федеральный Закон имеет регрессивный характер.


     Основополагающим универсальным кодифицированным международно-правовым актом в этой сфере служит Конвенция о правах ребенка 1989 года, участником которой являются все государства-члены ООН, кроме США, Сомали, и Южного Судана [7].


     Конвенция о правах ребенка с первыми двумя факультативными протоколами представляет собой своего рода международный билль о правах ребенка, которая недавно была подкреплена третьим по счету факультативным протоколом [13], представляющим Комитету по правам ребенка (международному контрольному органу, состоящему из независимых экспертов) право рассматривать индивидуальные жалобы о нарушении прав ребенка в государствах-участниках.


     Россия, в отличие от США, периодически отчитывается перед этим Комитетом и учитывает его замечания с целью полного выполнения обязательств, взятых Россией на основе Конвенции о правах ребенка.


     Даже если США ратифицирует Конвенцию о правах ребенка, это не обеспечит автоматически выполнение ими положений Конвенции. Дело в том, что в соответствии с традициями общего права, на котором базируется в целом национальная правовая система США, положения ратифицированного США международного договора по правам человека, включая права ребенка, нуждаются в имплементации во внутригосударственное право США путем принятия специального закона. Дело осложняется еще и тем, что США – федеральное государство, в котором на уровне федерации устанавливаются лишь общие руководства, а принципиальные вопросы обеспечения прав ребенка регулируются законами штатов, которые весьма отличаются [4. С. 73-76].


     Таким образом, на уровне федерации в США отсутствует единый и всеобъемлющий закон, закрепляющий основополагающие принципы, на которых базируется Конвенция о правах ребенка: принцип недискриминации, принцип наилучшего обеспечения интересов детей, принцип, обеспечивающий право ребенка на жизнь, воспитание и развитие, принцип уважения взглядов ребенка, - и, следовательно, вся правозащитная деятельность мирового сообщества на глобальном уровне. Эти основополагающие принципы составляют стержень международных стандартов по правам ребенка, которые призваны определять правильные направления деятельности любого государства в сфере поощрения и защиты прав ребенка [1.C.6-10].


     В конце 2012 года основанием введения столь значительного для детей-сирот законодательного положения власти России указывали необходимость противостоять нарушением США прав граждан России, то уже с середины 2013 года обозначилась риторика вполне соответствующая проекту Концепции государственной семейной политики в России. Речь идет о "традиционных семейных ценностях России" и их защите [3].


     Сейчас ребенка из России могут усыновить только граждане тех стран, с которыми у РФ подписаны двусторонние соглашения. Среди них Испания, Италия и Франция. Великобритания и Израиль готовятся к подписанию соответствующих документов. Такое ограничение появилось после того, как в июле президент Владимир Путин подписал закон о запрете усыновления детей однополыми семьями. Документ также запрещает усыновление незамужними или неженатыми гражданами государств, в которых такие браки разрешены [8].


     Предполагается, что эта мера сможет гарантировать приемным малышам гармоничное и полноценное воспитание в приемных семьях и обезопасит их психику и сознание от возможного искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения [2].


     В 2012 году иностранцами были усыновлены 3069 российских сирот. Большинство сирот были усыновлены гражданами Италии – 27%; 24% – гражданами США (тогда усыновление в эту страну было еще разрешено), 20% – гражданами Испании и 10% – гражданами Франции. Учитывая вектор развития России, и ее возвращение к традиционным ценностям, запрет на усыновление детей этими странами выглядит логичным и отвечающим интересам страны [6].


     Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов уверен в том, что «закон Димы Яковлева» не является катастрофой. «Выход из Соглашения с США об усыновлении не катастрофа, а продуманное государственное решение», – приводит пресс-служба омбудсмена слова Астахова [16].


     В июле 2013 года Госдепартамент США направил Астахову список из 259 сирот из России, усыновление которых сорвалось из-за "закона Димы Яковлева".


     По данным Астахова, на сегодняшний день 59 детей из "американского" списка переданы на воспитание в российские семьи, еще 64 ребенка будут воспитывать иностранцы из других государств. Еще двое детей вернулись к родителям.


     По словам омбудсмена, остальные дети из списка находятся в процессе передачи в семьи.  Двенадцать из них будут воспитывать россияне, еще 43 – иностранцы [17].


     В свою очередь, председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин направил генеральному прокурору США Э. Холдеру официальное письмо с просьбой о проведении проверки по фактам грубых нарушений прав 26 усыновленных российских детей, о которых было рассказано в рамках журналистского расследования агентства Reuters. По данным агентства, в США имелись факты самостоятельной передачи усыновленных из-за рубежа детей другим родителям без какого-либо контроля со стороны государства. В результате отмечены случаи, когда право опеки над детьми получали пары, лишенные родительских прав [2].


     Кроме того, в официальном порядке Бастрыкин попросил направить в США копии соответствующих документов в рамках проведения Следственным комитетом РФ доследственной проверки по указанным фактам. В последнее время Следственный комитет Российской Федерации уделяет особое, пристальное внимание защите прав и законных интересов детей, в отношении которых совершаются преступления различного характера.


     По словам официального представителя Следственного комитета РФ В. Маркина, председатель ведомства в очередной раз сделал акцент на том, что «вопросы, связанные с посягательствами на территории США на жизнь и здоровье малолетних российских детей, усыновленных американскими гражданами, неоднократно обсуждались в ходе российско-американских переговоров на различных уровнях, однако к настоящему времени данный вопрос, к сожалению, не теряет своей актуальности» [2].


     Как уже отмечалось ранее, после принятия «Закона Димы Яковлева» власти РФ стали акцентировать внимание на проблеме детей-сирот и детей-инвалидов, в России, уделяя пристальное внимание органам опеки [10]. По словам Генерального прокурора РФ Ю. Чайки, органы опеки очень часто нарушают принцип приоритетности при усыновлении сирот российскими гражданами. Предпочтение отдается приемным родителям из других государств. По его словам, органы опеки также нарушают сроки отчета о состоянии усыновленных детей за рубежом. По словам Генерального прокурора, работа в данном направлении продолжается [15].


     Подводя итог, можно сказать, что, наряду с различными общественными организациями, обычные люди, продолжают критиковать «закон Димы Яковлева».  По их мнению, он разлучает детей с будущими приемными родителями, к которым они уже успели привязаться. Также в Интернете широко распространялась информация о плохих условиях содержания в детских домах и их ненадлежащем лечении. Противники даже прозвали "закон Димы Яковлева" "антисиротским" [17].


     Таким образом, на данный момент у правительства нашей страны есть определенные задачи в данном направлении. А именно, оно должно принять решения, направленные на организацию всесторонней поддержки граждан, желающих усыновить (взять под опеку, попечительство, патронат) детей-сирот, а также семей, воспитывающих приемных детей. В частности, упростить процедуру усыновления, снизить действующие ныне требования к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание, сократить перечень документов, предоставляемых в госорганы. Также должно быть усовершенствовано оказание таким детям и семьям любой медицинской помощи, включая специализированную и высокотехнологичную. Кроме того должен быть установлен четкий порядок медицинского  освидетельствования граждан, усыновляющих  детей. Уточнен порядок  приема ребят в патронатные семьи [6].


Литература: 

[1] Абашидзе А.Х. «Закон Димы Яковлева» - юридически правомерен и морально легитимен // Обозреватель. 2013. № 2.

[2] Бастрыкин намерен защитить права несовершеннолетних, усыновленных американцами // URL: http://nvdaily.ru/info/15003.html

[3] Бочкарёв С.В. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина как конституционный принцип во Франции конца XVIII-XIX вв. // Юстиция. 2013. № 1.

[4] Галушкин А.А. К вопросу о понятиях “гражданство” и “подданство” в их философско-правовом восприятии // Государство и право. 2013. № 11.

[5] Галушкин А.А. Институт гражданства и его место в системе российского права // Образование и право. 2013. № 10 (50).

[6] Закон Димы Яковлева: год спустя // URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/kravchuk/521419/

[7] ООН призвала все государства ратифицировать Конвенцию о правах ребенка и три факультативные протокола к ней // URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20237

[8] Почти 80 детей остаются без семьи из-за "закона Димы Яковлева" от 16.01.2014 г. // URL: http://www.interfax.ru/russia/351974

[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

[10] Российская газета от 22 марта 2013 г.

[11] Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о «сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

[12] Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" от 12.07.2011 № 1202-р // Собрание законодательства Российской Федерации.2011. № 31.

[13] Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

[14] Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»  от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

[15] Чайка Ю. Органы опеки игнорируют приоритет российских усыновителей // URL: http://top.rbc.ru/society/05/03/2013/847981.shtml

[16] http://www.aif.ru/politics/russia/292209

[17] http://www.interfax.ru/russia/351974

[18] http://www.rg.ru/2013/01/10/deystvie-anons.html 

Комментариев нет:

Отправить комментарий