СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ РЕЙТИНГОВЫХ УСЛУГ

 Научная статья по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В статье проанализированы основные направления совершенствования правового регулирования отношений по оказанию рейтинговых услуг в Российской Федерации. Подчеркивается гражданско-правовой характер данных отношений. Обоснована актуальность данной проблемы для развития общества, государства и права.

Ключевые слова: 

рейтинг, услуга, рейтинговая услуга, законодательство, гражданское право, качество, обязательство, договор.

     Современная экономика часто характеризуется как экономика услуг. Во многих странах основной прирост валового внутреннего продукта дает уже не производство, а именно сфере услуг. В условиях глобализации, когда обмен услугами становится трансграничным, его значимость существенно возрастает. Обмен услугами также резко увеличивается из-за стремительного развития информационных технологий. В такой ситуации появляются и активно развиваются новые, ранее не известные виды услуг: научно-технические, информационные, консультационные, лизинговые, инжиниринговые и т.д.

     Экономика России развивается в русле существующих мировых тенденций, и это актуализирует проблему совершенствования правового регулирования рынка услуг. Связанное с развитием сферы услуг изменение общественных отношений определяет необходимость разработки и внедрения правовых механизмов, обеспечивающих регулирование данной сферы.

     Все большее распространение приобретают как в мире, так и в России рейтинговые услуги. Они наиболее востребованы в финансовой и кредитно-банковской сфере, но также применяются и в других областях общественной жизни. Рейтинги разного рода приобретают все большее распространение. Именно на них нередко ориентируются и инвесторы при принятии стратегических решений.

     Актуальность совершенствования правого регулирования рынка рейтинговых услуг определяется целой совокупностью взаимосвязанных факторов. Среди них отметим наиболее важные.

     Во-первых, законодатель не всегда поспевает за стремительно развивающимися общественными отношениями [3][6]в сфере оказания рейтинговых услуг. В этих условиях возрастает роль юридической науки, которая призвана обеспечивать развитие права в соответствии с современными представлениями и потребностями [11].

     Во-вторых, рейтинговые услуги, как и сфера услуг, в целом, обеспечивают формирование и развитие сложной системы общественных связей, определяют вектор модернизации общественных отношений [13.C.53]. Эти услуги тесно связаны с созданием предпосылок для формирования среднего класса и создания полноценного гражданского общества [2.C.92].

     В-третьих, значение рейтинговых услуг резко возрастает в условиях курса на инновационное развитие экономики, на достижение существенных изменений в структуре и качестве производственной, торговой и иной экономической деятельности [7.C.51.

     В-четвертых, развитие законодательства о рейтинговых услугах может выступить своего рода «локомотивом» для совершенствования всего гражданского права, приведения его в соответствие с потребностями времени и формирующимися новыми моделями гражданско-правового регулирования [9.C. 81.

     В-пятых, динамика развития норм об оказании услуг во многом определяется складывающейся судебной практикой, значение которой в современной России значительно возрастает [10.C. 77.

     Оказание рейтинговых услуг является предметом гражданско-правового регулирования и осуществляется на основе гражданско-правового договора, который регулируется общими положениями Гражданского кодекса о договоре возмездного оказания услуг. При этом специальные законодательные акты, которые учитывали бы специфику рейтинговых услуг, отсутствуют.

     В ст. 128 ГК РФ законодатель относит услуги к объектам гражданских прав, помещая их вместе с работами («работы и услуги»). Но в гражданско-правовой доктрине существует дискуссия о соотношении услуги и работы.

     Рейтинговая услуга как юридическое понятие наиболее близко к понятию «информационных услуг», так как услугополучатель, в конечном счете, получает определенную информацию, отражающую место оцениваемого объекта в ряду иных подобных объектов либо общее расположение однородных объектов относительно друг друга. В итоге получатель услуги платит именно за эту специфическую информацию.

     Отличие рейтинговых услуг от услуг информационных проявляется в том, что информационная услуга проявляется в добывании информации и доведении ее до заказчика. При оказании рейтинговой услуги услугодатель фактически создает эту информацию, формирует рейтинги по определенным запросам. Следовательно, до создания рейтинга эта информация отсутствовала, но имелась некая исходная информация, которую и использует рейтинговое агентство.

     По нашему мнению, рейтинговая услуга представляет собой урегулированное нормами гражданского права отношение между рейтинговым агентством и заказчиком (услугополучателем), представляющее собой действие, направленное на получение рейтинга, отражающего место оцениваемого объекта в ряду иных подобных объектов либо общее расположение однородных объектов относительно друг друга.

     В России рынок рейтинговых услуг только начинает складываться. Тем не менее, уже существует несколько национальных рейтинговых агентств. Помимо этого, рейтинговые услуги в России предлагают и ведущие зарубежные рейтинговые агентства.

     В Гражданском кодексе РФ регулированию отношений по оказанию услуг отводится значительное место. Услуги признаны самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Также получил закрепление в главе 39 ГК РФ новый тип договора - договор о возмездном оказании услуг. Этот договор, как указано в этой главе, применяется, помимо прочего, в отношении информационных, консультационных и иных услуг. Логично предположить, что в отношении рейтинговых услуг также следует применять положения гл. 39 о возмездном оказании услуг. Данная глава определяет порядок оплаты услуг и предусматривает возможность одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг.

     Кроме того, в Гражданском кодексе отношения по оказанию услуг урегулированы также и в рамках иных договорных типов. Например, ст. 783 Гражданского кодекса устанавливает, что общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 -782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

     Современные авторы отмечают неполноту законодательного регулирования возмездного оказания услуг [2.C.42-43][5.C.2][8.C.11. Так, Л.Б. Ситдикова утверждает, что договорная модель главы 39 Гражданского кодекса «...содержит лишь общие положения норм, содержание которых показывает явную недостаточность для эффективного регулирования рассматриваемых нами отношений» [15.C.32].

     Наряду с Гражданским кодексом, отношения по оказанию услуг регулируются федеральными законами и иными правовыми актами, посвященными отдельным видам деятельности по оказанию услуг.

     Про услуги говорит также Федеральный закон «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», однако речь в нем идет об услугах, которые могут быть отнесены к числу публичных, и не являются предметом гражданско-правового регулирования.

     Что касается непосредственно рейтинговых услуг, то они, как уже отмечалось выше, в действующем законодательстве не урегулированы, что можно считать пробелом в нормативно-правовой регулировании. В отдельных законах, тем не менее, упоминается про рейтинги и рейтинговые агентства. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России имеет право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров (п. 1.1. ст. 46).

     Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утративший силу, устанавливал, что  при размещении заказа на выполнение работ по проведению экспертизы, предусмотренной частью 27 ст. 28, заказчик-координатор вправе установить обязательные требования к рейтингу участников размещения заказа, который в течение последних двух лет должен быть не ниже рейтинга одного из международных рейтинговых агентств. Соответствующий рейтинг определяется заказчиком-координатором.

     Существуют и подзаконные нормативные акты, связанные с регулированием деятельности рейтинговых агентств как субъектов гражданско-правовых отношений, предоставляющих рейтинговые услуги.

     Таким образом, законодательство об оказании рейтинговых услуг в Российской Федерации фактически находится в стадии формирования. Общественный запрос на такое законодательство уже существует и актуальность данного вопроса повышается. Остается надеяться, что рано или поздно на него отреагирует и законодатель.

     Важное практическое значение имеет проблема качества [4.C.8] рейтинговых услуг, которая предполагает решение ее правовыми средствами. Сложность данного вопроса определяется тем, что «формирование критериев оценки качества услуг составляет одну из сложнейших проблем правоприменительной деятельности» [14.C.101]. При этом законодательство не устанавливает никаких обязательных требований к качеству рейтинговых услуг.

     Важным механизмом [1.C.170-180] подтверждения качества оказываемых рейтинговых услуг служит аккредитация рейтинговых агентств. Такая аккредитация учитывает показатели профессионализма, опыт работы агентства, наличие необходимых профессиональных инструментов и методологических механизмов. Таким образом, наличие у рейтингового агентства соответствующей аккредитации является определенной гарантией того, что потребитель получит услуги надлежащего качества. Оказывая некачественные услуги, рейтинговое агентство рискует своей репутацией. Потеряв репутацию и лишившись аккредитации, такое агентство потеряет и своих клиентов. Поэтому рейтинговому агентству выгодно оказывать услуги высокого качества и постоянно подтверждать свою репутацию.

     Необходимо отметить, что наличие аккредитации может выступать только одним из косвенных аргументов в пользу качества предоставляемых рейтинговых услуг. В каждом конкретном случае наличие аккредитации еще не свидетельствует о качестве оказанной услуги и высоком уровне качества предоставленного рейтинга. В современных российских условиях ценность аккредитации снижается отсутствием законодательного регулирования рынка рейтинговых услуг, отсутствием необходимой нормативной базы. Развитие экономики ставит этот вопрос достаточно остро.

     Таким образом, представляется возможным выделить следующие основные направления совершенствования правового регулирования рейтинговых услуг:

     1) развитие законодательства о рейтинговых услугах, направленного на более детальное и конкретное их регулирование с учетом особенностей данного вида услуг;

     2) развитие отечественной цивилистической доктрины, связанное с разработкой единого доктринального подхода к понятию «рейтинговая услуга» и пониманию места рейтинговых услуг в механизме гражданско-правовых отношений;

     3) выработка единых подходов к определению и нормативному закреплению качества рейтинговых услуг.

    Решение указных задач будет способствовать совершенствованию правового регулирования в сфере оказания рейтинговых услуг и, как следствие, развитию экономики и правовой системы современной России.

Литература: 

[1] Березко В.Э. Как представляют свои перспективы в сфере управленческой деятельности сегодняшние студенты... // Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27). 

[2] Галушкин А.А. Защита прав и свобод в глобальной сети Интернет // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе. 2012. № 1. 

[3] Галушкин А.А. Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4. 

[4] Галушкин А.А. Роль общественных организаций в обеспечении прав человека и гражданина // Правовая инициатива. 2012. № 2..

[5] Грудцына Л.Ю. Экономические и правовые аспекты системы управления высшими учебными заведениями в России // Правовая инициатива. 2013. № 5. 

[6] Енгибарян Р.В. Качественное образование - главное условие динамичного развития общества и его конкурентности // Право и управление. XXI век. 2013. № 4 (29). 

[7] Каменских Н.А. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях инновационной экономики // Вестник Академии права и управления. 2013. № 33. 

[8] Миронов А.Л. Понятие, содержание и виды государственного управления // Правовая инициатива. 2013. № 5. 

[9] Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 50. 

[10] Пашенцев Д.А. Судебный прецедент как источник права в правовой системе России // Современное право. 2011. № 4. 

[11] Пашенцев Д.А. Юридическое образование как фактор формирования правовой системы России // Право и образование. 2011. № 3.

[12] Пищулин В.И. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России // Образование и право. 2013. № 10 (50).

[13] Рогачева Л.И. Современные тенденции развития общественных связей в российском государстве // Образование и право. 2013. № 8 (48). 

[14] Ситдикова Л.Б. Критерии оценки качества в сфере оказания услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2013. № 2.

[15] Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. 2008. № 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий