К основному контенту

История и перспективы развития правозащитной идеи

 научная статья по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Мой доклад посвящен проблеме прав человека в историческом плане. Это будет, может быть, несколько академический доклад, но мне кажется, что некоторые общеобразовательные вещи важны для всех нас и на этом семинаре, потому что, кроме конкретных проблем, кроме наших личных болей, нам нужно попытаться увидеть тему прав человека более широко. Итак, я буду говорить о том, как зарождалась и развивалась идея прав человека, как происходила кодификация этих прав, как развивалось движение международной защиты прав человека. Постараюсь также затронуть вопросы теоретического плана: что такое вообще права человека, что мы вкладываем в это слово.

Обычно говорят о том, что проблема прав человека как таковая возникла и была сформулирована после Французской и Американской революций, после принятия известных документов: Декларации прав человека, Билля о правах и др. На самом деле, это просто наиболее четко сформулированные документы, но сама по себе идея прав человека уходит своими корнями в глубокую древность. Ее можно проследить еще у древних греков, в частности, у Софокла, хотя бы в трагедии “Антигона”. Уже тогда, например, возникает понимание, что существует проблема, противоречие между двумя видами прав, коллизия естествен ного и позитивного права. Коллизия эта проходит через всю историю становления идеи прав человека, и я буду ниже говорить об этом.

Идея естественного права состоит в том, что у любого человека имеются определенные права просто по праву рождения. Это и есть, собственно говоря, первоисточник прав человека. Конечно, понимание того, какие права являются естественными, у разных народов, в разное время и в разных обществах сильно различалось, но сама идея присущих каждому человеку естественных прав сохранялась. Она была сформулирована еще греческими философами -стоиками, затем римскими правоведами, позднее мы находим эту концепцию в сочинениях Фомы Аквинского и у целого ряда средневековых правоведов.

Кодифицированные или некодифицированные права, которыми пользовались все граждане того или иного государства, того или иного полиса, существовали еще у древних греков. Например, во многих греческих городах-поли сах имела место так называемая изогория - свобода слова (конечно, она существовала внутри только данного полиса и принадлежала только свободным гражданам, не распространяясь на рабов и иноземцев). Тогда же возникла идея изономии , она тоже восходит к Древней Греции, это идея равенства всех граждан полиса перед Законом. Это две базовые свободы, они уже тогда существовали и считались неотъемлемыми правами граждан. Только в тех городах, где возникала тирания, эти права могли быть ущемлены.

Мы привыкли к тому, что Пакты о правах человека, Декларации и т.д. - это явление сравнительно новое, но, тем не менее, первые кодексы прав, перечни прав появились очень давно. Один из первых средневековых кодексов - это Кодекс 1188 года, принятый в королевстве Леон-и-Ка стилья (Испания), когда местное дворянство получило от короля Альфонса IX подтверждение ряда своих прав: права на справедливый суд, права на жизнь, права на защиту чести, дома и собственности. Но, как и все средневековые кодексы, эти права не были универсальны. То есть, они относились к небольшой группе граждан - дворянству. Еще один пример - это Булла короля Андрея II Венгерского 1222 года, которая гарантировала права дворянства, в частности, свободу от произвольного ареста и от лишения жизни без суда. Наиболее знаменитый из такого рода кодексов дворянских прав - это знаменитая Великая Хартия вольностей, принятая английским королем Иоанном Безземельным в 1215 году. Хартия распространялась уже не только на дворянство, но и на всех свободных людей. Великая Хартия по справедливости считается прототипом всех позднейших кодификаций прав человека.

В более разработанной форме, в том числе и теоретически разработанной, мы находим идею прав человека в XVII веке, в период Английской революции. Наиболее четко она была сформулирована философом Джоном Локком и поэтом Джоном Мильтоном. Локка по праву считают основоположником современного понимания идеи естествен ного права, к его формулировкам восходят все нынешние Декларации прав человека. Среди сформулированных Локком прав человека было и Право на мятеж. Идея естественных прав - это очень взрывчатая идея, она включает в себя очень многое, в том числе и право на мятеж, право на восстание. Кажется, что это право выходит за пределы правозащитной области, но это не так. Идея права человека на мятеж позднее была заявлена в американской Декларации независимости в 1776 году. Там было сказано, что в тех случаях, когда правительство становится тираническим и людям не остается иного способа защищать свои права, они имеет право на свержение этого правительства. Об этом не принято говорить, правозащитники отмежевы вались от политики, но, тем не менее, права человека, в том числе и естественные права, и теоретически, как у Локка, и практически, как в американской Декларации, тесно связаны с правом на восстание.

XVII век - это век, когда понимание прав человека начинает приближаться к современному пониманию этой проблемы. И опять-таки, если говорить о Европе, то именно в Англии мы находим первые кодификации прав человека, все они так или иначе были связаны с Английской революцией. Это Петиция о правах 1628 года, Билль о правах 1689 года - все эти документы, о которых сегодня мало говорят и пишут, тогда имели очень большое значение, в частности потому, что были использованы при написании американской Декларации независимости (независимос ти от Англии!). Как это ни странно, Англия, метрополия, явилась родоначальницей идеи прав, которые были кодифицированы американцами в 1776 году. В более полной форме права человека была зафиксированы американскими политиками в 1791 году, в форме Билля о правах, который по сегодняшний день является составной частью Конституции Соединенных Штатов Америки.

Практически одновременно тот же самый процесс развивался и на европейском континенте. В 1789 году произошла Французская революция, и тогда же была принята Декларация прав человека и гражданина. С этого времени начинает отсчитываться новейший период в истории прав человека. Очень скоро под воздействием событий в Америке и Франции законы, гарантирующие некоторые права человека, были приняты и в других странах, например, в Швеции в 1809 году, в Голландии в 1815 году. Это были документы, в которые были перенесены, часто даже буквально, основные идеи “Декларации прав человека и гражданина”.

Кстати, собственно в Англии законы, охраняющие права человека, так и не были юридически зафиксированы. Дело в том, что Англия следует своей традиции неписаной Конституции, и английское право до сих пор не знает Кодекса о правах, если не считать, конечно, Великой Хартии Вольностей.

В начале ХIX века осознается серьезная коллизия двух концепций о правах человека, которая и до сих пор не преодолена - коллизия естественного и позитивного права.

Естественное и позитивное право

Что сегодня означают слова: “человек имеет право”? Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, говорит, что человек имеет право на жизнь, на свободу выражения своих убеждений. Здесь, казалось бы, все ясно и никаких вопросов эти права не вызывают. А на самом деле, если вдуматься в эти выражения глубоко, то и у “права на жизнь”, и у "права на свободу убеждений" есть свои ограничения. Эти ограничения могут быть законными или незаконными, справедливыми или несправедливыми. С точки зрения Локка - основоположника идеи естественного права, естественные права человека подобны законам природы. Рождение человека - это естественный процесс, не зависящий от воли общества, в котором человек будет жить. И каждый родившийся имеет право на жизнь и другие естественные права. Локк при этом сильно расширил круг прав, которые он считал естественными. Другая школа правоведов и философов, в частности англичане Д.Юм, И.Бентам, считает, что, на самом деле, правом в юридическом смысле является только то право, которое записано в каком-то Кодексе (так называемое позитивное право); если оно не записано - оно не есть право. Право естественное, не зафиксированное в законе, является с точки зрения позитивистов, правом фиктивным, ложным правом.

Позитивисты считают, что общие рассуждения о правах человека, не подкрепленные конкретными законами, на которые можно ссылаться, отвлекают общество от разработки конкретных позитивных прав, закрепленных законами, тех прав, которые действительно могут реализоваться. Они видят даже некий вред в общих Декларациях, подменяющих призывом к нравственным, моральным нормам реальную работу по обеспечению позитивных прав. Во многом с позитивистами можно согласиться. Конкретную практическую работу по разработке прав человека нельзя подменять декларациями о том, что можно обойтись и без законодательно зафиксированных свобод, например, что человеку достаточно его внутренней свободы, что мы где угодно свободны, хотя бы и в тюрьме. Это опасная идея.

Право и закон

Но вспомним, на каком основании возник Нюрнбергский трибунал. Во время процесса возникла юридическая коллизия: на основании каких законов можно судить фашистских военных преступников? На основании собствен но немецких национальных законов судить их нельзя, потому что они этих законов не нарушали. То есть позитивное право ими не нарушалось. И судили немецких военных преступников на основании законов естествен ного права. Само понятие “преступление против человечности, преступление против гуманности” предпола гает наличие неких законов, не кодифицированных, не фиксированных, но существующих где-то в природе, законов, которые должны быть соблюдены вне зависимос ти от тех или иных форм позитивного права в той или иной стране. Поэтому мы можем говорить, что Нюрнбергский трибунал стал негласным признанием мировым сообществом существования и приоритета естествен ных прав.

Обратимся теперь к Октябрьской революции 1917 года, которая также внесла свой вклад в осмысление проблемы прав человека. Рассмотрим, какова же особенность правового подхода, доминировавшего во время Октябрьской революции. Теперь нередко говорят: какой может быть правовой подход у Октябрьской революции, уничтожившей само понятие права? Это неверно. Октябрьская революция принесла с собой определенное понимание права. Другой вопрос: какое это право? Но это было право, право как совокупность законов. (Точно так же мы можем говорить: “немецкое право в период фашизма”. То же, что это “право” позволило осуществить геноцид евреев, было его, права, характеристи кой.) Так вот, правовой подход Октябрьской революции заключается вовсе не в том, что, как часто говорят, большевики делали основной упор на социально-экономи ческих, а не на гражданских правах.

Социально-экономические и гражданские права

Включение в кодексы социально-экономических прав - это вовсе не приоритет большевиков, не они первые об этом заговорили, не они первые кодифицировали эти права. В Веймарской конституции Германии 1919 года содержатся положения об этих правах, в 1917 году такие же права были записаны в Конституции Мексики, позднее в Испанской республиканской Конституции 1931 года.

Наиболее важным юридическим новшеством в понимании большевиками прав человека является тот факт, что права были гарантированы не каждому человеку, а социальной группе, пускай даже очень большой группе, но лишь группе людей.1 Это отразилось и в самом названии документа, который касался прав человека и который большевики приняли после Октябрьской революции. Он называл ся “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”. Важно то, что права гарантировались только трудящимся и эксплуатируемым , а нетрудящиеся и неэксплуа тируемые автоматически этих прав лишались. Это была не только теория, но и практика - понятие “лишенца” (лицо, лишенное части гражданских и политических прав) было введено как правовая новинка именно Октябрьской революцией. Позднее, в Советской Конституции 1936 года, эти ограничения формально были изменены, но само понимание права, которое было введено в 1917 году, сохранилось, и гарантирование прав лишь определенной группе граждан страны, с течением времени все более и более узкой, и ныне сводящейся к “номенклатуре”, - это и есть основа нашего нынешнего неправового положения. Потому что предоставление неких прав ограниченной группе населения, на самом деле, является лишением прав всего населения. Номенклатура, которая как бы имеет все права, при том, что мы с вами никаких прав не имеем, на самом деле, тоже бесправна. Она бесправна по-иному, но все же бесправна. Такое странное свойство у прав человека: нельзя гарантировать права узкой категории населения, так как это делает все общество бесправным. Это создает некое общество, которое начинает угнетать само себя.

Кодификация социально-экономичесих и трудовых прав

Проблема прав человека довольно давно была выведена из узких рамок внутренних проблем каждой отдельной страны и стала предметом забот международного сообщества разных стран. Понятно, что интернациональный аспект проблемы прав человека трактовался по-разному разными странами, в разные времена. Поэтому ясно, что был нужен какой-то общепринятый механизм международного регулирования проблемы прав человека. И он, действительно, возник и в настоящее время приобретает какие-то более или менее определенные черты. В зачаточной форме в роли такого механизма могли выступать международные договоры двух или нескольких стран, которые между собой договариваются о проблеме обеспечения прав той или иной группе населения. Как правило, это касается не всего населения, а некоторой группы общества. Вестфальский договор 1648 года, которым закончилась Тридцатилетняя война, впервые установил равные права для католиков и протестантов в Германии. Вскоре после этого еще целый ряд других договоров был заключен с целью уравнивания в правах католического и протестантского населения. Международный договор, включавший практически все европейские государства, появился в результате Венского Конгресса 1815 года после наполеоновских войн. Тогда был принят целый ряд документов, гарантировавших равенство различных вероисповеданий для многих стран, например, было провозглашено равноправие всех христианских конфессий в кантонах Швейцарии, в Германских княжествах. Нечто вроде международного договора об улучшении гражданского статуса евреев тоже восходит к Венскому Конгрессу 1815 года. В 1874 году под давлением России Турция обязалась на своей территории защищать права христиан, христианского населения и церкви. После Русско-ту рецкой войны 1877-1878 годов принцип религиозных свобод был зафиксирован в ряде международных договоров с участием самой Турции, потерпевшей поражение, а также с участием стран, отделившихся от нее (Черногории, Сербии и Румынии). Большим шагом в деле международных гуманитарных обязательств стало подписание международ ных договоров о запрете работорговли. В начале XIX века был заключен целый ряд конвенций, договоров о запрещении рабства, работорговли. Примерно через каждые 10-15 лет эта проблема всплывала снова, и приходилось заключать новые договоры. В 1926 году Ассамблея Лиги Наций приняла и подписала Международную конвенцию о рабстве, прекращении работорговли и противодействии ей. К сожалению, проблема работорговли до сих пор еще существует. Об этом нужно помнить, потому что, когда мы говорим о наших (советских и пост-советских) проблемах, надо всегда знать, что есть такие страны, где ситуация с правами человека по ряду параметров ничуть не лучше, чем в нашей стране. Конечно, в отличие от Советского Союза, это не великие и не европейские страны, но их населению этих стран все-таки не легче.

Необходимость международной кодификации в области социального и трудового законодательства была осознана еще на рубеже XVIII-XIX веков, хотя серьезное внимание этой проблеме стали уделять существенно позже. По-видимому, первый шаг в этом направлении был сделан в 1890 году в Берлине, когда на конференции европейских государств была принята довольно обширная программа обеспечения международных мер в области социального и трудового законодательства. После этого был принят еще ряд конвенций. Начали проявлять активность и неправительственные организации европейских стран. По их инициативе, а также по инициативе отдельных лиц в Берне в 1905-1906 годах была собрана международная конферен ция представителей большинства европейских стран, которые приняли первые международные акты по защите труда. И хотя эти конвенции не имели такого всеобщего характера, какое имеют известные нам ныне документы, но уже тогда были подписаны: международная конвенция о запрещении ночного труда женщин, о запрете использова ния вредных веществ на производстве, и т. д. Именно с этих небольших, локальных, частных проблем началась кодификация международного трудового законодательства.

С конца XIX века, по инициативе швейцарских граждан и общественных организаций, началась кампания за гуманизацию законов войны, по обеспечению прав раненых и военнопленных. Эта кампания привела позднее к созданию Международного общества Красного Креста и к принятию целого ряда конвенций по охране прав участников войны. Женевская Декларация 1864 года об улучшении содержания раненых во время войны предусматривала, например, возврат раненых в свою отчизну, обеспечение равного ухода за ранеными разных воюющих сторон. За этой декларацией последовала через 4 года Петербургс кая конвенция о смягчении нравов на войне, а затем и Брюссельская, Гаагская конвенции о заключенных.

Международные правозащитные организации

В 1919 году была создана Лига Наций - предшественница современной ООН. Устав Лиги Наций стал составной частью Версальского мирного договора, но в Устав Лиги Наций не удалось тогда включить положений, которые впоследствии были введены во Всеобщую Декларацию Прав Человека ООН. Устав Лиги Наций не содержит декларации прав человека, а содержит несколько туманных общих деклараций; идея прав человека поднималась на Версальской конференции (в том же 1919 году), но юридического оформления их не произошло. В этом смысле Лига Наций с самого начала не связала себя открыто и напрямую с проблемой прав человека. Но отдельные положения в Уставе существовали, например: право человека на справедли вые и гуманные условия труда, о справедливом обращении с туземцами на подмандатных территориях Лиги Наций. Кроме того, в Уставе Лиги Наций и в Версальском мирном договоре оговаривалось создание такой серьезной организации в области прав человека, как Междуна родная организация труда (МОТ). Об этом шла речь в части тринадцатой Версальского договора 1919 года. И хотя МОТ сегодня значительно модернизирована, во всех основных пунктах она сохраняет преемственность с организацией, которая возникла в результате мира после Первой мировой войны. Особенностью МОТ, в отличие от всех остальных специализированных организаций, существующих при ООН, является то, что в ее состав входят не только представители правительств, но и представители работодателей и рабочих. Они участвуют на равных в работе МОТ, и это, конечно, очень положительный фактор, потому что тем самым произвол правительств в этой области в какой-то степени компенсируется. МОТ внесла очень большой вклад в кодификацию прав в области труда, но не только труда. МОТ на протяжении всей своей истории неоднократно рассматривала и общие правовые проблемы, что справедливо - ведь отделить труд человека от всей его жизни невозможно. В частности, была заключена Конвенция о запрете принудительного труда. Это очень важная конвенция, на нее ссылались в самое недавнее время наши правозащитники, обсуждая вопросы гуманизации мест заключения. По инициативе МОТ принята Конвенция о запрещении дискриминации при приеме на работу по любым признакам.

МОТ и запрет принудительного труда, национальные меньшинства

МОТ серьезно занималась и проблемой национальных меньшинств. В частности, была принята очень важная Конвенция о правах северных народов. Эта конвенция нам сейчас очень важна для разработки новых законов о спасении малых народов Севера и Сибири. Этой же организацией (МОТ) разработана Конвенция о свободе ассоциаций, о праве на профсоюзы. Так что в области прав человека МОТ выходила всегда за узкие рамки чисто трудовых проблем и, надеюсь, будет выходить и в дальнейшем.

Говоря о меньшинствах, надо сказать, что проблема прав национальных меньшинств неоднократно возникала уже по окончании Первой мировой войны. В частности в ходе Версальской мирной конференции было заявлено требование и зафиксирован целый ряд обязательств о защите расовых, лингвистических и религиозных меньшинств на территории старых и вновь возникших государств Центральной и Восточной Европы, а также Азии.

Важным итогом Второй мировой войны стало создание Организации Объединенных Наций и провозглашение Хартии Объединенных Наций, в которой, в отличие от Хартии Лиги Наций, содержался целый ряд пунктов, провозглашавших права человека. Именно эти положения позднее приобрели более развитое выражение во Всеобщей Декларации прав человека. Декларация прав человека и Пакты о правах человека, были не первыми шагами ООН в этой области. Сразу после создания ООН, в мае 1946 года, была создана Комиссия по правам человека ООН, куда вошли Китай, Франция, Ливан, Австралия, Бельгия, Белоруссия (так!), Чили, Египет, Индия, Панама, Филиппины, Советский Союз, Великобритания, Уругвай и Югославия. Комиссия была создана при экономическом и социальном Совете ООН и стала прототипом для специализированных организаций, которые позже были созданы при ООН.

1948 год - год принятия Всеобщей Декларации Прав Человека ООН. Некие непоследовательности этой Декларации были исправлены в 1966 году, когда были приняты еще два Пакта о правах человека.

Казалось бы, почему так? Декларация одна, а пактов два? Почему бы не создать один большой пакт, где все эти права зафиксировать? Тем не менее разделение было разумным решением, так как в 1 Пакте речь шла о гражданс ких и политических правах, а во 2-м - о социально-эконо мических правах. Положения Пакта о гражданских и политических правах сформулированы в форме обязательной, то есть государства, присоединившиеся к этому пакту, обязаны выполнять эти положения. Второй же пакт - о социально-экономических правах - лишь рекомендует предпринять шаги в направлении достижения провозглашенных пактом целей.

…Некоторые говорят, что, хотя Советский Союз и признает существование Всеобщей Декларации прав человека, но он не выполняет своих международных обязательств. На это необходимо заметить, что Декларация прав человека, в отличие от упоминавшихся Пактов, не является законом, она никем никогда не подписывалась, она принима лась только общим голосованием, при котором Советский Союз воздержался, а ратификации она вообще не подлежала и не подлежит. А Пакты подлежали, и они были ратифицированы Советским Союзом, и сейчас, после того как 35 государств их ратифицировали, они вступили в силу и имеют силу закона, в том числе и на территории Советско го Союза. Оба пакта, между прочим, не полностью совпадают с Декларацией. Например, в Декларации зафиксирова но право на собственность, а в пактах - нет этого пункта. В Декларации есть право на убежище, а в пактах нет этого пункта. Это важно знать, потому что люди, требующие себе убежища в других странах, ссылаются на Декларацию, не учитывая того, что на самом деле право на убежище не является их законным правом, это является некоей привилегией, которая может быть человеку предоставлена, а может и не быть предоставлена, в зависимости от доброй воли и внутреннего законодательства того или иного государства. Но в то же самое время в пактах есть и такие права, которых в Декларации нет. Например, право наций на самоопределение, особо нас затрагивающее.

ООН приняла самые разные международные конвенции: Конвенцию за предотвращение преступлений геноцида, Конвенцию о рабстве, Конвенцию о запрещении принудительного труда, об отмене дискриминации в области труда и занятости, в области образования и т.д. ООН и сейчас продолжает принимать Конвенции, которые в целом представляют собой довольно большой международ ный законодательный корпус, охватывающий практически все основные болевые проблемы.

Нужно сказать, что ООН - это не единственная международная организация, которая озабочена проблемой прав человека. Еще в 1950 году члены Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о защите прав человека и остальных свобод (принята в 1953 году), к которой позднее были приняты пять дополнительных протоколов. Эта конвенция и эта организация (СЕ) гораздо эффективнее, чем ООН, хотя бы уже потому, что создана Европейская Комиссия по правам человека, которая в какой-то мере является аналогом комиссий и комитетов ООН. Но кроме Комиссии, которая рассматривает все возможные нарушения прав человека в странах-участницах этой комиссии, существует также и Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и отдельные лица, и организации. И они туда обращаются! И, суд и комиссия работают эффективно. У них есть четко разработанные процедуры: принятия к рассмотрению, предания гласности, но, что еще важнее, и процедура исправлений конкретных нарушений прав человека и контроля за выполнением постановлений Европейского суда. Разработана правовая процедура, что очень важно, потому что без процедуры никакие права смысла не имеют. В этом смысле Европа находится в привилегирован ном положении. Но СЕ - это не единственная в мире такого рода организация. ...Создана и Международная Комиссия по правам человека, Международный Суд по правам человека, они работают довольно эффективно. 

Комментарии