К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Научная статья по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В настоящей статье автором анализируются вопросы стратегии и тактики в адвокатской деятельности. В заключении автор дает рекомендации относительно речи адвоката.

Ключевые слова: 

адвокат, адвокатская деятельность, стратегия, тактика.

     Защита немыслима без стратегии и тактики действий. Стратегия адвоката - это его позиция по делу, перспектива и план работы, а тактика подразумевает выбор конкретных, наиболее эффективных средств по воплощению плана. Основной проблемой и начинающих, и давно практикующих адвокатов является неумение вовремя просчитать ходы противника, отсутствие навыков прогнозирования возможных (альтернативных) ситуаций. Защитник должен владеть стратегией и тактикой так же, как и шахматист, который не просто делает ход, а продумывает комбинацию своих ходов и ходов соперника, которая, по его мнению, должна привести к победе. При этом никогда не следует возлагать безусловные надежды на то, что следователь, судья применят закон точно в соответствии с его смыслом и сложившейся практикой.


     Стратегия и тактика необходимы не только при ведении дел, но и в консультировании, составлении исковых заявлений. Например, обращается клиент с просьбой составить исковое заявление о расторжении брака. Казалось бы, что может быть проще, в судах даже вывешены образцы указанного иска. Однако нужно предвидеть, что инициирование развода может в дальнейшем привести к спору о детях, разделе имущества, прекращении жилищных прав бывшего супруга и пр. Дата прекращения семейных отношений, которая обычно указывается в иске, при разводе может не играть роли, а при последующем разделе имущества имеет значение существенное, поскольку влияет на объем имущества, подлежащего разделу.


     Для того, чтобы адвокат правильно определял стратегию и тактику защиты клиента, нужно чувствовать процесс, вживаться в дело, как актер вживается в свою роль. Для этого необходимо собирать информацию о деле из максимально возможных и разнообразных источников, а также  систематизировать ее в зависимости от соотношения в ней объективных и субъективных составляющих. Если постоянно представлять общую картину дела в собственном воображении, думать о нем даже после того, как оно прошло, тогда постепенно начинает вырабатываться профессиональная интуиция адвоката, которая помогает принимать верные решения.


     С призмы вышеизложенного рассмотрим некоторые особенности адвокатского консультирования.


     Консультирование - это самый распространенный вид юридической помощи, оказываемой адвокатами [6. С. 31]. Когда люди приходят на консультацию, они часто не способны отделить информацию, имеющую отношение к делу, от информации общего характера (о жизни и работе, о взаимоотношениях с другими людьми и пр.), поэтому их рассказ иногда превращается в пространное повествование. Лучше выслушать клиента от начала до конца. Но есть и другой вариант - прямо спросить клиента: какую помощь он хочет получить от адвоката? А затем продолжить общение в форме «вопрос-ответ». Если консультирование связано с последующим составлением исков и жалоб, а также с ведением дела, то целесообразно предложить клиенту изложить в письменном виде всю информацию о деле. Можно также прибегнуть к помощи диктофона, чтобы иметь возможность при необходимости воспроизвести рассказ клиента.


     Когда люди приходят на консультацию к адвокату, они обычно преследуют одну из двух целей: либо решить возникшую правовую проблему (предупредить ее появление), в том числе с последующим наймом адвоката для ведения дела, либо выговориться, получить психологическую поддержку, особенно если ситуация, в которую попал клиент, трудноразрешима с правовой точки зрения. Одним клиентам, неуверенным и сомневающимся, достаточно толчка извне для того, чтобы они приняли решение, а другим - не нужно решение проблем в принципе, они быстрее согласятся с адвокатом, что проблема неразрешима или трудноразрешима. Но в любом случае нужно постараться помочь людям.


     В конце любой консультации можно рекомендовать озвучить клиенту простой вывод по его проблеме, понятный алгоритм конкретных действий с учетом закона, практики его применения, а также конкретной обстановки.


     Консультирование может быть устным и письменным. К письменным консультациям адвокаты прибегают крайне редко. Но, исходя из практики действующих адвокатов, они иногда давали большой положительный эффект, так как чиновники и граждане, ознакомившись с разъяснением закона, порой прекращали нарушение прав клиентов без помощи суда [9. С. 73].


     Немаловажное значение при реализации тактики адвокатских действий имеет навык составления процессуальных документов.


     Цель составляемых адвокатом документов - не просто поставить в известность о собственном мнении, а убедить в собственной правоте, поэтому эти документы должны отвечать определенным требованиям.


     Во-первых, деловые бумаги должны составляться грамотно, ибо неграмотность документа - показатель некомпетентности автора. Богатый словарный запас и широкая эрудиция поможет сделать текст лаконичным и избавит от повторений, разжевывания мысли, которую нужно выражать как можно меньшим числом слов. Стиль и тон изложения должны быть спокойными, без эмоциональных всплесков и нравоучений: нужно отражать лишь то, что имеет юридическое значение по делу [13. С. 166].


     Во-вторых, составляемые документы должны иметь определенную логическую структуру [6. С. 95]. Каждую мысль целесообразно начинать с нового абзаца. Все вопросы, освещаемые в документах, должны находиться в логической связи и излагаться в определенной последовательности.


     В-третьих, такие документы должны быть обоснованы материалами дела (со ссылкой на листы дела), нормами права и судебной практикой, научными источниками. При изложении доводов на первом месте должны быть самые важные обстоятельства, для того чтобы они сразу же бросались в глаза и привлекали внимание к остальной части текста [1. С. 44].


     Если не следовать этим простым правилам, то составленные документы наведут читателя на скуку или раздражение. Независимо от процессуальной важности составляемого документа и предполагаемой его перспективы нужно помнить, что он может повлиять на репутацию адвоката [11. С. 57-59].


     Также для того, чтобы процесс составления деловых бумаг сделать менее рутинным, можно использовать так называемую «рыбу», то есть сначала сделать заготовку будущего документа (например, шапку и просительную часть для искового заявления, а затем можно поработать над его основным текстом) [3. С. 74-84].


     И наконец, для успешности применения стратегии и тактики в практике адвокатской деятельности большое значение имеет речь адвоката. В ходе практики с учетом многочисленных пособий по судебной риторике можно предложить несколько простых правил. Итак, речь адвоката должна:

1) Быть подготовленной, каким бы простым ни было дело. Нужно помнить, что зачастую мнение об адвокате, его профессионализме складывается именно по его выступлению в прениях. Для того, чтобы речь была удачной, нужно как можно больше писать, шлифуя язык и стиль речи [14. С. 82]. Чтобы произнести успешную речь, нужно в повседневной жизни тренировать голосовой аппарат, прислушиваться к своей речи со стороны. Также нужно быть готовым к возражениям на реплики прокурора. Многие адвокаты не любят отвечать на реплики, однако последнее слово защитник должен оставлять всегда за собой, к тому же в ответе на реплику можно незаметно коснуться каких-то упущенных и очень важных для защиты моментов [12. С. 7].

     2) Быть индивидуальной. Если адвокат как по накатанной колее из процесса в процесс произносит одну и ту же заготовку, то его не просто не слушают, над ним могут откровенно смеяться. Для того, чтобы преодолеть шаблонность речи, нужно много думать о деле, вникать в него не только при изучении документов, но и по пути с работы, за поздним ужином. Это тем более актуально при рассмотрении дела в особом порядке, когда вина не оспаривается, личность подсудимого выглядит крайне посредственно, а совершенное им преступление банально и незамысловато [5. С. 3].

     3) Иметь определенную логическую структуру и выразительность.

     Вступительная часть речи настраивает аудиторию на нужный лад. В начале речи нельзя пересказывать обвинительное заключение, которое уже всем известно. Вступление должно заинтересовать слушателей, в нем нужно лаконично сконцентрировать главную мысль своего выступления, основной тезис, объяснение того, что по версии защиты произошло [11. С. 58]. Возбудить интерес к речи, обратить на нее внимание возможно какой-то интересной историей, притчей, пословицей, образом, которые должны быть свежи, оригинальны и не уводить слушателя от основной темы. Судебная речь вообще и ее вступление в частности не могут быть скучными, сухими и наукообразными, а должны очаровывать, завораживать [4. С. 6].


     4) Быть выверена в стратегическом плане. По общему правилу речь в письменном виде необходимо приобщить к материалам дела для того, чтобы судья не упустил все моменты, о которых говорил защитник. Но в некоторых случаях не стоит говорить и писать лишнего, что может помочь суду первой инстанции скрыть недостатки расследования, сфальсифицировать документы [10. С. 257]. Кроме того, в речи нельзя критиковать виктимные действия потерпевшего, а если это и делать, то крайне аккуратно, чтобы не получить ответного удара в форме жалоб на мягкость приговора [15. С. 12].


Литература: 

[1] Буробина В.Н. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие. М.: «Юстина-МНЭПУ». 2010.

[2] Галушкин А.А. Организационно-правовые основы противодействия незаконным действиям налоговых органов // Вестник Международного института информатизации и государственного управления им. П.А. Столыпина. 2013. № 3.

[3] Галушкин А.А., Тимошенко Д.Ю. Адвокатура в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2013. № 2.

[4] Галушкин А.А., Сангаджиев Б.В. К вопросу об участии адвоката в уголовном процессе в Российской Федерации на современном этапе: практика и проблематика // Правовая инициатива. 2013. № 11.

[5] Галушкин А.А., Тимошенко Д.Ю. Актуальные вопросы деятельности адвокатских образований в Российской Федерации на современном этапе // Правовая инициатива. 2013. № 3.

[6] Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов / Под ред. О.П. Эппель. – М.: Юрайт. 2010.

[7] Демидовой Л.А.  Адвокатура в России: Учебник для вузов.  М.: ЗАО «Юстицинформ». 2011.

[8] Кантюкова И.Т. К вопросу о правовом положении помощника и стажера адвоката по законодательству Республики Беларусь // Юстиция. 2013. № 1. [9] Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М.: Юристъ. 2010.

[10] Начерная С.В. Судебная защитительная речь - аргументированная речь в аспекте юридической риторики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 12.

[11] Попова Т.Г., Федулова М.Н. Об особенности судебной речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2010. № 1 (177).

[12] Рагулин А.В. Международно-правовые нормы регламентирующие права адвоката и некоторые аспекты их закрепления в законодательстве Российской Федерации // Юстиция. 2013. № 1.

[13] Смирнов В.Н., Смыкалин А.С. Адвокатура и адвокатская деятельность. - М.: Проспект. 2010.

[14] Федулова М.Н. Судебная риторика как составная часть ораторского искусства // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки.  2009. № 4.

[15] Чилингарян К.П. Советы адвокатам: речь и как донести ее в суде // Правовая инициатива. 2013. № 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий