СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 Научная статья по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В настоящей статье автором проводится анализ деятельности федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. Автор рассматривает различные аспекты функционирования федеральной службы, особенности отправления отдельных полномочий.

Ключевые слова: 

ФССП, судебные приставы, федеральная служба, Россия, РФ.

     Сам термин «судебный пристав» впервые появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [6], по которому поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагалось на судебных приставов.


     Экономические и политические преобразования повлияли на необходимость изменения системы принудительного исполнения, что привело к принятию нового исполнительного законодательства. И только с момента принятия в 1997 году федеральных законов «О судебных приставах» [8] и «Об исполнительном производстве» [5] можно говорить о начале реформы системы принудительного исполнения. Эти законы - важнейшая часть реформы исполнительного производства. С их принятием решен ряд основных вопросов исполнительного производства: создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, судебным приставам-исполнителям предоставлено право самим налагать штрафы, обеспечен действенный контроль за действиями судебных приставов-исполнителей.


     Новое законодательство показало реально возросшие возможности судебных приставов и уже привело к положительным результатам в деле обеспечения исполнения судебных актов и актов других органов.


     ФССП России представляет собой совокупность организационных единиц различного уровня, каждая из которых в системе принудительного исполнения выполняет возложенные на нее определенные задачи. При этом осуществление правомочий каждым элементом системы принудительного исполнения возможно только во взаимодействии с другими ее составляющими [2. С. 39].


     В процессе осуществления своих служебных обязанностей судебные приставы вправе осуществлять функции, характерные для правоохранительных органов (разыскивать, арестовывать и изымать имущество; реализовывать изъятое имущество; применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.).


     С принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» судебный пристав получил статус государственного служащего. До этого его функциональное значение явно недооценивалось.


     Административно-правовое положение судебного пристава - сложная юридическая категория, которая зависит от многих факторов. Являясь частью общего правового положения судебного пристава, его административно-правовое положение неразрывно связано с государственной политикой, политической системой государства, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с кем последние вступают в правоотношения по долгу службы.


     В структуру рассматриваемой категории следует включить такие элементы, как административная правосубъектность судебного пристава, цели, задачи, функции, принципы его деятельности, полномочия, правовые гарантии, поощрения и награждения на государственной службе, юридическая ответственность. Названные элементы в совокупности характеризуют административно-правовое положение судебного пристава как сложное, многогранное юридическое явление, которое позволяет с помощью административно-правовых норм определить социальное назначение судебного пристава, его правовое состояние, место и роль в механизме государственного управления.


     Судебный пристав как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в правовых актах в сфере государственного управления конкретных прав и обязанностей (полномочий), занимающих в его правовом положении центральное место и составляющих основу его административно-правового положения. Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве. Полномочия - главное средство в достижении цели, поставленной государством перед органом исполнительной власти - ФССП России - и судебным приставом как должностным лицом, непосредственно осуществляющим функции органа и выполняющим задачи, возложенные на орган. В этой связи административное положение судебного пристава производно от административно-правового положения Федеральной службы судебных приставов [1. С. 56-59]


     В то же время административно-правовое положение судебного пристава определяется другими составляющими. Как сложная правовая конструкция, оно состоит из ряда вышеназванных взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, часть из которых предшествует появлению прав и обязанностей судебного пристава, создает правовые условия для наделения ими и дальнейшего правомерного применения. Другая часть элементов административно-правового положения сопровождает применение полномочий, в большей или в меньшей мере способствует успешному их использованию. Третья часть становится востребованной в случае неправомерного их применения.


     Прежде всего необходимо принять во внимание тот факт, что законодательное закрепление административно-правового положения судебного пристава является первичным, исходным, и в этом смысле оно предопределяет всю его деятельность. Поэтому важно, чтобы правовые нормы, регулирующие деятельность судебного пристава, имели прочную теоретическую основу, были согласованы с правовыми нормами, регулирующими правовое положение тех субъектов права, с которыми судебный пристав взаимодействует по долгу службы, а это значит - они должны в полной мере отражать все стороны административно-правового положения судебного пристава, способствовать эффективности его деятельности, успешно применяться на практике, быть совершенными в юридико-техническом плане. Данные требования и объясняют важность исследования в дальнейшем вопросов, связанных с административно-правовым положением судебного пристава, его теоретического и практического аспектов [3. С. 97]


     Административная правосубъектность судебного пристава - часть его общей административной правосубъектности, которая представляет собой свойства быть участником конкретных административных правоотношений, связанных с выполнением полномочий судебного пристава (в зависимости от замещаемой должности), и включает в себя способности: а) иметь права и обязанности судебного пристава (административная правоспособность); б) своими действиями осуществлять их (административная дееспособность); в) нести юридическую ответственность за свои действия (бездействие) в связи с выполнением служебных обязанностей (деликтоспособность).


     Административная правосубъектность судебного пристава наступает с момента наступления одновременно трех составляющих: а) административной правоспособности, которая наступает с момента назначения его на должность судебного пристава и принесения присяги; б) административной дееспособности - наступает с момента фактического допуска к работе, наличия способности и возможности реально осуществлять необходимые действия для решения задач судебного пристава; в) административной деликтоспособности - наличия способности судебного пристава нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение, дисциплинарный проступок.


     Чрезвычайно важным является вопрос наделения лица (гражданина) административной правоспособностью. В этой связи на первый план выступает «заданность» статуса», т.е. качественная составляющая личности того, кто будет выполнять полномочия судебного пристава, - ее потенциальные интеллектуальные, нравственные, физические возможности и способность правильно понимать задачи, возложенные на судебного пристава, умение ставить и успешно на основе закона решать их в интересах общества, государства, не нарушая законные права и интересы каждого отдельного гражданина или организации, которые попадают в сферу общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу принудительного исполнения юрисдикционных актов, обеспечения установленного порядка в суде, исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве [4. С. 90-93].


     Было бы упрощением рассматривать проблемы административно-правового положения судебного пристава только через призму структурно-функциональных вопросов, необходимо сказать о том, как законодатель подходит к регулированию вопроса качественной составляющей тех, кто замещает данную должность государственной службы, поскольку от наличия профессиональных знаний, уровня правосознания напрямую зависит функционально-правомерное поведение судебного пристава и, следовательно, эффективное выполнение публичных задач и действительное служение общему благу.


     Для того чтобы гражданин был назначен на должность судебного пристава, он должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к кандидату для замещения этой должности.


     Законодатель называет в качестве требований к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, его способность по личным качествам выполнять возложенные на него обязанности, не конкретизируя их. Представляется, что к ним относятся прежде всего честность, трудолюбие, добросовестность, бескорыстность, пунктуальность и другие, наличие которых также является одной из предпосылок наделения данного лица административной правосубъектностью судебного пристава.


     В условиях противодействия коррупции вопросу моральных качеств судебных приставов следует уделять больше внимания, кроме того, возможно, с целью выяснения истинной мотивации лиц, поступающих на государственную службу для замещения должности судебного пристава, при отборе кандидатов следовало бы использовать полиграф (детектор лжи).


     Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Именно они являются «маяком» и смыслом деятельности. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава.


     Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе «О судебных приставах» отсутствует, в то же время она помогла бы более четко определить административно-правовое положение рассматриваемого должностного лица.


     В то же время анализ целей деятельности и полномочий судебных приставов - тех средств, с помощью которых цели достигаются, позволяет сделать вывод о том, что есть основания для отнесения должности судебного пристава к должности правоохранительной службы. Поскольку судебные приставы призваны обеспечивать безопасность, законность и правопорядок, защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, они осуществляют борьбу с преступностью, являются субъектами административной юрисдикции, все это характерно для государственных служащих правоохранительной службы.


     Думается, что такой подход к постановке целей деятельности судебных приставов обеспечил бы более устойчивое административно-правовое регулирование правоотношений, участником которых является судебный пристав на государственной службе, помог бы ему лучше сориентироваться в части применения имеющихся у него правовых средств, направить их на достижение поставленных перед ним целей, успешное решение задач.


     Вместе с тем теоретически важным и острым вопросом остается вопрос о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации, отнесении ее к правоохранительной службе. По нашему мнению, определение понятия правоохранительной службы, которое содержится в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [7], в полной мере относится к должности судебного пристава, является целеполагающим в его деятельности.


Литература: 

[1] Бакурова Н.Н. О некоторых аспектах административно-правового положения судебного пристава // Административное право и процесс. 2013. № 2.

[2] Герасимова Ю. Права и обязанности судебных приставов // Служба судебных приставов: история, современность и перспективы развития: материалы республиканской научно-практической конференции (15 мая 2009 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010.

[3] Гуреев В.А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации: монография. М.: Статут. 2013.

[4] Ряховский К.Б. Эволюция образа органа исполнительной власти в контексте доктринальных воззрений и правоприменительной деятельности на примере Федеральной службы судебных приставов // Вестник Российской правовой академии. 2013. № 1.

[5] Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 2007. № 41.

[6] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1994. № 13.

[7] Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2003. № 22.

[8] Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30.

Комментариев нет:

Отправить комментарий