СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 Научные статьи по юриспруденции

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В настоящей статье автор рассматривает актуальные вопросы отправления правосудия в Российской Федерации, анализирует вопросы защиты прав физических и юридических лиц.

Ключевые слова: 

судебная власть, правосудие, защита, Россия, РФ.

     Конституция РФ [9] объявила Россию демократическим, правовым государством, а права и свободы человека - высшей ценностью (ч. 1 ст. 1, ст. 2). В правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, осуществляется охрана непротивоправных интересов личности, защита общества от произвола власти [12. С.188]. Одним из важнейших средств обеспечения прав и свобод человека и гражданина является правосудие (ст. 18 Конституции РФ).

      В соответствии со ст. 118 Конституции РФ единственным органом правосудия в РФ является суд, а ст. 49 Конституции, закрепляющая принцип презумпции невиновности, гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Эти и другие конституционные положения получили своё развитие в федеральном законодательстве: Федеральном Конституционном Законе РФ «О судебной системе Российской Федерации» [19] (ст. 1, 4 и др.), Уголовно-процессуальном кодексе РФ [15], Арбитражном процессуальном кодексе [2] и Гражданско-процессуальном кодексе РФ [5], ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [18], Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [7], Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [8] и др. нормативно-правовых актах (НПА).


     Право лица на справедливое и гласное рассмотрение его дела без неоправданной задержки на основе полного равенства компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона, относится также к числу общепризнанных международно-правовых норм [4] [10] [11], обязанность исполнять которые взяла на себя и Россия [12. С.31].


     Конституционное оформление обязанности российского государства защищать права и свободы человека и гражданина является индикатором гуманитарно-телеологического государственного строительства. Данная обязанность обретает функциональную определенность через деятельность властных структур всех ветвей и уровней [1. С. 28].


     Правозащитная функция государства отличается рядом признаков [3]:


     1. она является одним из основных социально значимых направлений его внутренней или внешней деятельности. Понятие «основное направление деятельности» позволяет выделить функции из множества различных проявлений государственной деятельности как наиболее широкие и общие по объему. Правозащитная функция такое направление деятельности, которое имеет своим объектом широкий круг похожих общественных отношений в отдельной сфере социальной жизни – защита прав и свобод, она является комплексной по своему содержанию и структуре, и представляет собой одно из решающих направлений воздействия государства на общественные отношения внутри страны или за ее пределами, осуществляется всеми звеньями государственного аппарата.


     2. в правозащитной функции государства находит свое выражение и конкретизацию его историческая сущность и социальное назначение. Изменение сущности и социального назначения закономерно отражаются на содержании его правозащитной деятельности.


     3. в правозащитной функции государства проявляются и объективизируются присущие государству особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.


     4. правозащитная функция государства - это стойкая, сложившаяся предметная деятельность, что означает ее постоянный характер в течении длительного периода существования государства.


     5. реализация правозащитной функции государства осуществляется присущими ей методами и в присущих ей формах – путем осуществления правосудия.


     6. правозащитная функция государства характеризуется преемственностью, которая обусловливается тем, что она подвергается мощному воздействию этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, который появляется в развитии конкретного государственного организационного общества, в откровенной или скрытой форме может сохранять и даже развивать отдельные старые правозащитные функции государства.


     Правозащитная функция государства является средством (инструментом) решения задач и достижения целей, которые постоянно возникают перед обществом. Цели правозащитной государственной деятельности - это те конечные результаты, которых необходимо достичь. Как исходные моменты государственной деятельности они определяют целесообразность существования задач, которые должны быть поставлены для их решения. Цели бывают разными. Так, в зависимости от содержания политики, которую проводит государство в той или иной сфере общественной жизни, они делятся на экономические, политические, национальные, юридические и др.; по времени, по порядку и по стадиям государственной деятельности - на ближние, промежуточные, конечные и т.д. Задачи правозащитной государственной деятельности - это те конкретные социальное значимые и жизненно необходимые проблемы (вопросы), на решение которых направлены усилия государства.


     В соотношении правозащитной функции государства с задачами и целями приоритет принадлежит последним. Относительно правозащитной функции государства, то задачи и цели являются их непосредственной предпосылкой, определяют последовательность их возникновения, изменения и развития. Так, например, повышение внимания к сфере прав детей оставшихся без попечения родителей концентрирует внимание государственной власти на реализации правозащитной функции.


     Следует отличать понятие правозащитной функции государства от функций отдельных ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, и функций отдельных государственных органов. Выделение этих функций отражает механизм реализации государственной власти. Однако, хотя законодательные, управленческие, судебные функции по некоторым характеристическими данным и приближаются к правозащитной функции государства, они не являются ей тождественными. В частности, они меньше по объемам, выполняются только органами, которые принадлежат к одной из ветвей власти. Аналогично более узкий, локальный характер, по сравнению с функциями государства, имеют и функции отдельных государственных органов - определенные направления реализации их компетенции в соответствии с их местом и назначением в государственном аппарате.


     Правозащитная функция государства постоянно развивается под влиянием внутренних и внешних факторов: возникают, меняются, исчезают. Такими факторами могут быть радикальные социальные изменения в обществе; изменения типа и формы государства; сущность государства и его социальное назначение; особенности задач и целей, которые стоят перед государством на том или ином этапе ее развития; национальные моменты - язык, культура, традиции, самобытность населения, взаимоотношения этносов, проживающих на территории страны; научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации; процессы информатизации общества, создания всемирного информационного пространства; экологический фактор; интеграция мировой экономики; международная обстановка и др.


     Сегодня реализация данной функции влечет за собой возникновение особых - правозащитных отношений. Данный подход связан с активизацией правоприменительной, в том числе и правозащитной деятельности органов государства, неправительственных организаций, а также активными действиями самих граждан [6. С. 141].


     Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с их признанием и соблюдением, является единственной обязанностью Российского государства, прямо закрепленной в Конституции. Ст. 45 Конституции гарантирует гражданам государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.


     Указанная обязанность государства реализуется путем отправления правосудия как формы осуществления судебной власти. Наличие у суда властных полномочий вызывает потребность в правосудии как форме их организованного выражения в объективном мире, которая обеспечивает надлежащую реализацию функций судебной власти и исключает возможность вынесения неправовых судебных актов. Как единственную форму осуществления судебной власти, правосудие характеризует три элемента: суд, единолично либо коллегиально осуществляющий правосудие; действия, совершаемые судом; последствия, которые эти действия влекут.


     Осуществление судебной власти в форме правосудия связано с существованием власте-отношений, одним из участников которых является суд как носитель судебной власти. К правосудию следует относить действия суда по назначению и подготовке судебного разбирательства, производство в суде первой, кассационной и надзорной инстанции, решение судом вопросов, связанных с исполнением судебного акта. Правосудием также являются производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения, производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Деятельность судебного исполнителя не относится к правосудию, так как судебный исполнитель не является носителем судебной власти [16] [17].


     Совокупность судебных действий, порождающих либо изменяющих отношения между судом и участниками процесса, образует способ осуществления правосудия, в основе которого лежат свойства спорных материальных правоотношений, ставших предметом судебной деятельности. Регулирование общественных отношений судом сочетает диспозитивный способ, когда возникновение либо изменение отношений обусловлено инициативой сторон судебного спора, и публичный способ, когда выражение воли суда не зависит от иных участников правосудия и безусловно определяет единственно возможный вид их поведения.


     В основе правосудия как правоприменительной деятельности лежит категория справедливости. Закрепление в УПК нормы о признании приговора справедливым, если наказание, назначенное виновному, определено в соответствии со статьей УК, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, и с учетом его личности, лишено смысла. Справедливость – это родовое понятие, внешний системообразующий фактор для принципов правосудия. Ее нельзя сводить исключительно к реализации санкции уголовно-правовой нормы.


     Диспозитивный способ осуществления правосудия выражается в состязательной модели судебного разбирательства, публичный определяет следственное построение судебного процесса. Принципы состязательности и объективной истины нельзя рассматривать вне системы принципов правосудия. Установление истины судом и состязательность судебного процесса – лишь средства для защиты частных и публичных прав, свобод и законных интересов.


     Связь способа осуществления правосудия с характером регулируемых отношений выражается в процессуальной форме правосудия. Если процессуальный закон содержит пробелы и противоречия, законодательное регулирование процессуальной формы дополняется регулированием, которое осуществляет практика применения процессуального закона. Правоприменительный характер правосудия обуславливает деление его процессуальной формы на последовательные части, – стадии правосудия, – по формально-юридическому критерию [14].


     Таким образом, основным назначением судебной власти является осуществление правосудия, которая реализуется судами во время рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, административных и прочих категорий дел, при котором применяют действующие нормы права различных отраслей к конкретной ситуации, которая стала предметом рассмотрения), с целью обеспечения прямого действия положений ст. 45 Конституции РФ.


Литература: 

[1] Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

[2] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[3] Венгеров А.Б. Право и личность // Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2000.

[4] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.

[5] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[6] Гусев А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики // Дисс. …канд. юрид. наук. Белгород, 2008.

[7] Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 04.06.2014) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[8] Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[10] Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

[11] Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. № 12.

[12] Оськина И.Ю., Лупу А.А. Гражданин и правоохранительные органы. - М.: Дело и Сервис (Серия «Популярная юридическая библиотека»). 2011.

[13] Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. М.: ИТК Дашков и К. 2012.

[14] Тарасов Д.А. О правовой культуре в России // Юстиция. 2012. № 1.

[15] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[16] Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[17] Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О судебных приставах» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[18] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[19] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий