РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Научная статья по юриспруденции

Правозащитник  Шепида Виталий Данилович

Аннотация: 

В настоящей статье автором предпринимается попытка рассмотреть основополагающие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Ключевые слова: 

права, свободы, человек, гражданин, Россия, РФ.

     Основным  документом страны, в котором провозглашены и закреплены права и свободы человека и гражданина, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Впервые  в новейшей истории России правам и свободам человека посвящена специальная обширная 2-ая глава,   во 2 статье которой  провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [4]. Далее в статье 18 Конституции РФ говорится о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», определяющими «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

     Стоит отметить, что основополагающими для конституционных норм, определяющих основные права и свободы человека и гражданина, послужили международные принципы и стандарты, которые стали результатом достижений мировой цивилизации за всю многовековую историю. Первоначальным документом, подтверждающим высшую ценность прав и свобод человека и гражданина, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, на основе которой в 1966 году был принят международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт в Российской Федерации вступил в силу в 1976 году. Значимым для данной темы документом является также Европейская социальная хартия 1961 года, которую Россия ратифицировала 30 июля 2009 года. Эти и ряд других документов стали  базовыми для развития российского  гуманитарного права, ставящего права и свободы человека во  главу внутренней политики государства.  Итак, значимую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Эти права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как труд и отдых, образование и охрана здоровья, предпринимательская и иная экономическая деятельность. Право собственности, право на предпринимательскую деятельность, свобода выбора сферы приложения своих сил гарантируют удовлетворение физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Под правами человека мы в первую очередь подразумеваем возможности и правомочия для удовлетворения  потребностей и интересов индиавида, для реализации внутреннего интеллектуального и физического потенциала человека. Без помощи государства и общества  этого осуществить нельзя.   


     Как справедливо отмечает профессор Е.А. Лукашева: «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать правозащитные, социальные, экономические и культурные права» [5 С. 160].


     К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся:


     - право каждого на свободное осуществление своих способностей в предпринимательской деятельности (ст. 34);


     - право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36);


     - свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, а также право на защиту от безработицы (ст. 37);


     - право на отдых (ч. 5 ст. 37);


     - охрана семьи, материнства и детства (ст. 38);


     - право на социальное обеспечение (ст. 39);


     - право на жилище (ст. 40);


     - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);


     - право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);


     - право на образование (ст. 43);


     - свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);


     - право пользования учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44) [3. С. 62].


Как отмечают С.М. Шахрай и А.А. Клишас: «экономическая свобода – необходимый элемент гражданского общества и правового государства» [9. C.188]. Провозглашенные в качестве основы конституционного строя многообразие  и равная защита всех форм собственности обуславливают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности.


     Для осуществления предпринимательской деятельности субъект права – юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) – может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договорные отношения с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Хотя экономическая свобода для некоторых категорий лиц ограничивается рядом  федеральных законов социально-экономические права и свободы принадлежат каждому от рождения в равной степени. Но с другой стороны, учитывая известную недостаточность ресурсов, государство устанавливает отдельные ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. К примеру,    граждане Российской Федерации имеют приоритетное право на занятие вакантных рабочих мест в то время как иностранный гражданин, въехавший в Россию для осуществления профессиональной деятельности, вправе  работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности. Такое подтверждение выдается ему, если заинтересованный работодатель получит специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (пункт 14 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146, ред. от 05.10.2002) [7].


     Например, в районе станции метро, в городе Москве право на аренду территории  для оборудования небольших торговых точек имеют лишь лица  с московской пропиской. Это  ограничивает возможности иностранных граждан и граждан России, не имеющих московской постоянной регистрации,  на занятие предпринимательством, то есть в этом случае данные лица  не6 могут на равных конкурировать с коренными москвичами.


     Важнейшим правом является   право частной собственности. Сама по себе частная собственность – это одна из форм собственности, существующих и гарантируемых в Российском государстве.


     В ч. 1, 2 ст. 36 Конституции 1993 года  провозглашается  право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц. А в ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Звучит, конечно, многообещающе – предварительное и равноценное возмещение.


     По нашему мнению, нужно внести какую-то ясность в эту трактовку. Так, например, жители города Сочи невольно  пострадали из-за предложенных,  по их мнению, низких цен на их  собственность. Многие жители Сочи, которые по объективным причинам были вынуждены продать свою землю (частную собственность) государству, считают, что они могли бы получить за это большую сумму денег. Естественно, должностные лица обещали, что цены будут предложены согласно рыночным стандартам. Конфликт интересов в данном случае разрешился в пользу государства.


     Следующее по значимости  из  социально-экономических прав – это право на свободный труд. Формулировка «свободный труд» означает возможность  (по собственному волеизъявлению) свободного выбора вида трудовой деятельности.  Право на свободный труд во времена Советского Союза понималось как возможность получение гарантированной работы (она обеспечивалась государством). Но стоит признать, что это возможно только  при  условии, когда государство являлось единственным собственником на средства производства. В отличие от советского периода, когда труд был обязательным и уклонение от общественно полезного труда было наказуемым, в современной России согласно Конституции труд свободен. Гражданин вправе  решать  - работать или нет. Вместо возможности получения гарантированной работы, Конституция закрепляет право на защиту от безработицы.


     К сожалению, в современной России нередко нарушение права на своевременное и достойное вознаграждение за труд. Пресса регулярно публикует материалы о митин6гах, забастовках, пикетах рабочих которые месяцами ожидают законного вознаграждения за свой труд.   


     Одно из важнейших социально-экономических прав и свобод является право на отдых. По нашему мнению, было бы гуманно по Конституции формулировку «право на отдых» заменить на «обязанность на отдых». Именно изменение этой формулировки стало бы жизненно необходимым механизмом защиты работника от работодателя со стороны государства.


     В жизни часто случается так, что работодатель использует отдых рабочей силы для удовлетворения своих личных, эгоистических интересов, а работник, оказываясь в тупике, работает и за счет своего отдыха (отпуска), чтобы не потерять работу. 


     Пятое из социально-экономических прав является право на защиту материнства, детства и семьи государством. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что данные категории  лиц находятся под защитой государства. Комментируя  формулировку «детство находится под защитой государства» объективно возникает вопрос: почему жители Московской области, работающие в Москве, платят налоги в бюджет столицы, а их дети не имеют равного права с детьми москвичей на получение места в московских дошкольных образовательных учреждениях. Чтобы решить данную проблему, нужно создавать больше детских садов и тем самым избавиться от двух проблем: неравенства возможностей  и обеспечения мест для детей москвичей. Как справедливо отмечает, С.А. Авакьян к сожалению данная конституционная норма еще не достигла определенного уровня, и на данном этапе реализовывается весьма скромна [1. С. 654].


     К социальным правам и свободам относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Но  в Конституции ничего не говориться о социальном обеспечении так называемых бомжей, которых достаточно много и которые оказываются абсолютно не защищены от социальных и природных невзгод.


     По нашему мнению к категориям, имеющим право на социальное обеспечение, нужно включить и данную категорию лиц, которые являются частью народа, но в большей мере нуждаются в поддержке со стороны государства. Расходы  государства будет незначительным, если для данной категории в каждом районе, городе будут создаваться бесплатные столовые и ночлежки.


     Под правом на социальное обеспечение подразумевается помощь, в том числе материальная в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь. Сегодня в стране, к примеру, у пенсионеров низкие пенсии, которые далеки от того, чтобы позволить безбедное и достойное существование.  Пожилые люди вынуждены экономить на всем чтобы прожить в течение месяца до следующей пенсии.


     Следующее по счету – это право на жилище. Из содержания статьи 40 Конституции следует, что граждане сами должны реализовывать право на жилье. Для приобретен6ия жилья трудящийся вынужден работать как минимум полжизни исходя из сегодняшних цен на квартиры и т.д. По разным показателям Россия находится в лидирующих позициях по таким природным богатствам как нефть, газ и т.д. Отсюда вопрос, куда же уходят эти деньги, если в стране от 1,5 – 4 млн. бездомных соотечественников [6]. Надежда на бесплатное получение квартиры есть у немногих. Для большинства нуждающихся  это неосуществимая мечта. Впрочем, как в лотерее: везет лишь немногим.


     Необходимо выделить еще одно из важных прав человека и гражданина, право на образование. Оно нашло свое отражение в ст. 43 Конституции РФ.


     Для того, чтобы реализовать свое конституционное право на образование (ст. 43, ч. 1) в современной России, нужно быть либо очень одаренным, либо из состоятельной семьи. Так, как давно уже известно, что от природы индивиды имеют разные умственные способности и есть немало малоимущих семей, которые просто не в состоянии реализовать право ребенка на высшее образование, так как учиться по контракту из-за высоких цен не представляется возможным.


     Например, в Москве семья обычных работающих граждан как минимум а должны работать полгода, чтобы оплатить учебу одного ребенка, а если их двое или трое… Отсюда и вывод: право на образование по объективным причинам могут реализовать далеко не все слои населения. Результатом чего стало падение грамотности  и  возникшая полная безграмотность.


     По статистическим данным около 22 тысяч детей в возрасте от 7 до 18 лет в современной России не умеют читать и писать. Только по официальным данным в 2011 году в России 30000 тысяч детей нигде не учились, также в стране 670 тыс. малограмотных и неграмотных подростков. Из них 610 тыс. имеют лишь начальное общее образование, 37 тыс. не имеют никакого образования [2].


     Итак, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что за 20-летие Конституции в современной России были получены довольно интригующие результаты в сфере образования. Наряду  с появившимися тысячами неграмотных оказывается содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом и т.д.


     Для решения данных проблем в первую очередь в демократическом, правовом, социальном государстве каждый должен думать об интересах государства и только потом заботиться о себе. Государство является единственным субъектом, в чьи полномочия и обязанности входит защита социально-экономических прав и свобод личности. И оно должно создать благоприятные условия для их реализации. Чтобы государство процветало и жило благополучно нужно, чтобы чиновники  помнило о рядовых  гражданах, знало и понимало интересы народа и проводило максимально эффективную социальную политику.


Литература: 

[1] Авакьян С.А., Конституционное право России. М., 2005.

[2] Астахов П.А. «В России 22 тысячи неграмотных детей.» // URL: http://Online47.ru.

[3] Добрынин Н.М Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Новосибирск. 2013 г.

[4] Конституция Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 9.

[5] Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов. М., 2001.

[6] Сколько в России бездомных? // URL: http://mosmedclinic.ru/news/4244

[7] Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

[8] Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М. 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий