Использование судебной системы для реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев

 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации имеет три направления деятельности. Во-первых, повышение квалификации работников органов юстиции и судей общих судов. Во-вторых, мы — вуз и выпускаем студентов. И, в-третьих, мы занимаемся научной работой для Министерства юстиции и правительства Российской Федерации.

Мне очертили примерный круг вопросов, которые вас интересуют. Я хотел бы прежде всего ответить на эти вопросы, а затем вы зададите свои. Прежде всего напомню, что 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, вступившая в силу 25 декабря 1993 г. В Конституции РФ есть два важнейших положения. Первое — второй раздел «Переходные положения», а в нем принципиально важная вторая часть. Суть ее в том, что все законы и другие подзаконные нормативные правовые акты, принятые до 25 декабря 1993 г., действуют лишь постольку, поскольку соответствуют Конституции Российской Федерации.

И второе — ст.15 Конституции Российской Федерации говорит о том, что Конституция имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие. Это означает, что если принят какой-то закон после вступления в силу Конституции, т.е. после 25 декабря 1993 г., то этим законом или, тем более, другим подзаконным нормативным актом правоприменитель может руководствоваться лишь постольку, поскольку нормативный правовой акт соответствует Конституции РФ.

Я думаю, многие из вас скажут: это — теория. Напомню, что имеется Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 8 от 31.10.95 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», опубликованное в «Российской газете» 28 декабря 1995 г. и в «Бюллетене Верховного суда Российской Федерации» № 1 за 1996 г. В соответствии с этим постановлением, любой правоприменитель, в частности судья, должен выбрать одну из двух линий поведения.

Первая: если он уверен, что какой-то нормативный акт не соответствует Конституции, то в мотивировочной части решения он должен описать все нормативные акты на предмет их соответствия Конституции РФ. Вы должны ему в этом помочь, сделать по существу экспертизу этих нормативных актов. И далее судья должен принять ответственное решение о том, каким нормативным правовым актом он руководствуется. Конечно, районный или областной судья не может отменить закон. Но он его может не применить. И вынести решение на основании нормативного акта более высокой юридической силы, в частности, Конституции РФ. Таких примеров много, я могу их привести. Это одна линия поведения.

Вторая линия поведения: судья может приостановить слушание дела и направить запрос в Конституционный Суд, в соответствии со ст.101 закона о Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд должен сказать, соответствует ли этот нормативный правовой акт Конституции РФ. Только потом выносится решение. Если любой правоприменитель, в том числе судья, вынес решение на основании нормативного правового акта, не соответствующего Конституции, у вас есть повод для обжалования этого решения не только в Верховном, но и в Конституционном Суде, а теперь еще и в Европейском суде по правам человека. Я хотел бы подчеркнуть, что это не только моя личная точка зрения. Это действующее постановление Верховного суда Российской Федерации. Сегодня такой подход является реальной судебной практикой, которая закреплена и в Гражданском кодексе РФ.

У нас сейчас действуют две части Гражданского кодекса. Часть первая действует с 1 января 1995 г., и в ней появился такой новый способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного или другого органа, противоречащего закону. Линия вашего поведения в суде может быть такова. Например, с одной стороны, имеется закон о свободе передвижения, а с другой — местный акт субъекта федерации или распоряжение главы администрации, которые не соответствуют нормативным актам более высокой юридической силы. Вы можете обратиться к судье с просьбой не применять нормативный акт более низкой юридической силы, потому что он не соответствует федеральному закону и Конституции РФ. Раньше такого способа защиты гражданских прав не было. Теперь ст.12 Гражданского кодекса позволяет его использовать.

Еще один способ защиты — обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, вы можете применить два способа защиты. Или вы защищаете конкретного гражданина, обращаясь в суд, и тогда просите не применять нормативный акт, который, с вашей точки зрения, не соответствует закону или Конституции. Этот способ недостаточно эффективен. Второй способ более эффективный. Вы обращаетесь в суд с иском о признании какого-то нормативного акта не соответствующим Конституции, закону, и тем самым вы будете защищать не только конкретного человека, но и всех граждан от возможных будущих нарушений.

Здесь вопрос в том, в какой суд обращаться. У нас три специализированных суда: Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный. Между этими тремя судами имеется разграничение подсудности. В ст.11 Гражданского кодекса РФ «Судебная защита гражданских прав» написано, что гражданские права защищает и общий суд и арбитражный. Однако ст. 11 ответа на вопрос, в какой же суд надо обращаться, не дает. Но уже имеется практика, и ее надо знать. Два суда специализированных — Конституционный и Арбитражный — рассматривают только те споры, которые отнесены к их юрисдикции в законах о Конституционном Суде РФ и об арбитражных судах. Если спор относится по своей компетенции к этим судам, и это соответствует законам о них, эти суды обязаны принять спор к рассмотрению, поскольку в ст. 46 Конституции написано, что все споры о праве рассматривает суд. Если же спор не относится к компетенции Конституционного Суда или Высшего Арбитражного Суда, он рассматривается в общих судах: районных, областных, Верховном суде Российской Федерации. Это принципиально важно, потому что на практике суды иногда отказывают в приеме заявлений. Сейчас готовится новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в котором как раз закладывается такая идеология. Если ни один суд не принимает к рассмотрению ваши конкретные заявления, надо указывать на постановление Пленума Верховного суда, обязательное для всех судей Российской Федерации и иных правоприменителей, согласно ст. 3 закона о Верховном суде Российской Федерации. Текст этого постановления Пленума Верховного суда надо в каждом случае цитировать в своих обращениях в суд, заявлениях, жалобах и т.д. Это принципиально важно.

Далее, у нас есть противоречия иерархические, т.е. коллизии нормативных актов по иерархии. Здесь общий принцип: действует норма более высокой силы. В ст. 15 Конституции говорится еще и о том, что составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права. К сожалению, не написано, как быть, если имеется противоречие между этими принципами и Конституцией Российской Федерации, с одной стороны, и внутренним законодательством — с другой. Сейчас Государственной Думой принят в первом чтении Закон «О нормативных правовых актах». К сожалению, он уже свыше года не рассматривается во втором чтении. Мы от имени Ученого совета, проведенного совместно с Институтом законодательства, предложили записать в этом законе, как следует поступать в случае коллизии между общепризнанными принципами и нормами международного права, с одной стороны, и внутренним Российским законодательством — с другой. Должен быть отдан приоритет внешним нормам, коль скоро мы вступили в Совет Европы и дали обязательство соблюдать эти нормы. В Конституции это прямо не написано. В Конституции говорится только о том, что если между Российской Федерацией и другим государством имеется договор и возникает коллизия, противоречащая этому договору, то этот конкретный договор имеет приоритет. То же было написано и в старом Гражданском кодексе РСФСР, и в новом Гражданском кодексе РФ.

Вопрос. Как поступать в связи с противоречием между положением Конституции о свободе вероисповедания, запретом в некоторых религиях на исполнение воинской обязанности и законом о воинской службе?

Ответ. Здесь вопрос в доказательстве. Если в суде будет доказано, что вероисповедание или убеждения противоречат несению военной службы, то суд должен вынести решение в пользу молодого человека. А когда будет закон об альтернативной службе, только тогда он будет служить альтернативно. Поэтому весь вопрос в том, как вы сможете это доказать. Здесь вопрос не в праве, а в доказательстве. В Гражданском процессуальном кодексе записано, что доказывать все можно любыми средствами доказательства. Убеждения очень сложно доказывать, особенно если эти убеждения не выражены какими-то действиями. Допустим, у меня есть внутреннее убеждение, но я им ни с кем не делился и не проявлял вовне активными действиями — как я докажу, что у меня оно есть? Это очень трудно. Поэтому я бы ответил на этот вопрос так: если вы сможете доказать, значит, суд должен вынести решение в вашу пользу. Если суд вам отказал, вы имеете право обжаловать решение в вышестоящие инстанции.

Вопрос. Как работает механизм обращения в Европейский суд, если человек приходит и говорит, что исчерпаны все национальные средства защиты?

Ответ. Как раз сейчас три председателя судов — Конституционного, Арбитражного и Верховного — этот механизм вырабатывают. Бывшего Председателя Конституционного Суда Туманова избрали судьей Европейского суда от Российской Федерации. В соответствии с Конституцией, если исчерпаны все средства в Российской Федерации, можно обращаться в Европейский суд. Но для этого надо дойти, допустим, по линии общих судов до Верховного суда. Если суды применили нормативный акт, не соответствующий Конституции, — обратиться в Конституционный Суд. И только получив отказы во всех этих органах, обратиться уже в Европейский суд. Конкретный механизм сейчас разрабатывается. И поскольку мы вступили в Совет Европы, у нас уже обратной дороги нет. Европейский суд часто отменяет своими решениями решения государств. Прецеденты есть во многих государствах — и во Франции, и в ФРГ, и в Великобритании. В отношении этих государств выносятся объективные решения. Надеюсь, так будет и у нас.

Вопрос. В Законе «О вынужденных переселенцах» есть такое положение: вынужденный переселенец, который был судим уже по новому месту жительства, автоматически законом лишается статуса вынужденного переселенца. Не является ли это неравенством граждан перед судом? Ведь при прочих равных обстоятельствах такой человек получает повышенное наказание.

Ответ. Статья 55, часть 3 Конституции РФ отвечает на ваш вопрос. Согласно этой статье, права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Если бы ограничения для беженцев, для переселенцев содержались не в федеральном законе, а в каком-то ином нормативном акте, в том числе акте субъекта федерации, в подзаконном акте и т.д., то сразу появился бы способ защиты.

В этой же части 3 ст. 55 написано, что и федеральный законодатель, Государственная Дума РФ, имеет право ограничивать права граждан только в строго установленных Конституцией случаях. Во-первых: «В целях защиты основ конституционного строя»; во-вторых: «В целях защиты нравственности»; в-третьих: «В целях защиты здоровья»; в-четвертых: «В целях защиты прав и законных интересов других лиц»; и, в-пятых: «В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства». Подходит ли что-либо из названного к конкретному случаю, прозвучавшему в вопросе? Не подходит. Надо помнить, что только Уголовный кодекс Российской Федерации определяет основное наказание и дополнительное наказание. И эти наказания являются исчерпывающими. Если переселенец за совершенное им уголовное преступление получил соответствующее наказание — основное и дополнительное, то иных видов наказания быть не может. Думаю, было бы лучше, чтобы по конкретному делу вы обратились в Конституционный Суд, который скажет, соответствует ли это положение в законе о вынужденных переселенцах статье 55, ч.3 Конституции РФ.

Вопрос. Вот интересный документ, который называется «Решение экономического суда Содружества Независимых Государств». Смысл его в том, что лица, уезжающие из государств, которые не ратифицировали соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Это краткий смысл документа. Он на нескольких страницах. И Миграционная служба отказывает в статусе, ссылаясь на этот документ. Насколько такое решение Содружества Независимых Государств обязательно для Российской Федерации и таких органов, как Федеральная миграционная служба и прочие. Насколько можно его использовать на практике, насколько оно обязательно вообще и насколько обязаны государства исполнять решения экономического суда СНГ?

Дело в том, что господин Назарбаев обратился в экономический суд с просьбой решить вопрос о законности предоставления статуса выезжающим из Казахстана. И было принято решение по этому заявлению, что, если государство, в частности Казахстан, не ратифицировало соглашение, значит, лица, выезжающие из Казахстана, не могут получить статус.

Ответ. В законе о вынужденных переселенцах, в статье первой написано, что вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации. Выезжающие из Казахстана — граждане Российской Федерации?

— Нет.

— А они принимали гражданство Казахстана?

— Нет. У нас нет лиц, которые бы принимали гражданство Казахстана. Мы все имеем паспорт гражданина бывшего СССР, но, когда человек хочет выехать из Казахстана, его не выпускают с территории Казахстана, пока не заменят паспорт или на вид на жительство, или на паспорт гражданина Казахстана. Два варианта. Тут и возникает очень сложная ситуация с гражданством. Люди считают, что они не принимали гражданство, потому что они об этом не заявляли. Есть случаи, когда граждане России в сравнительно недавнем прошлом приехали в Казахстан, например на целину, и остались там, а теперь из-за сложившихся условий хотели бы вернуться. Они, конечно, считают, что они граждане России, а их уже не признают гражданами России. Получается насильственная замена гражданства.

— То есть заявления о вступлении в гражданство Казахстана они не писали? В таком случае надо, ссылаясь на специальные законы и на Конституцию Российской Федерации, обратиться в суд с жалобой на незаконные, с вашей точки зрения, действия миграционной службы.

Вопрос. Хотелось бы понять полномочия этого экономического суда.

Ответ. Вы будете обжаловать не решение этого суда, а отказ в отношении конкретного гражданина. Например, гражданину Иванову отказала миграционная служба, ссылаясь на решение суда. А вы обжалуете правомерность отказа конкретному гражданину в предоставлении ему соответствующего статуса.

Вопрос. В ст. 7 Гражданского кодекса предусмотрено, что в случае отсутствия законов России применяются международные акты. И в случае, если российские законы противоречат этим актам, то применяются опять-таки международные акты. Мы правильно понимаем это?

Ответ. Нет, неправильно. Я бы тоже хотел, чтобы так было написано. Но написано, к сожалению, не так. Я цитирую. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Т.е. речь идет о приоритете только международного договора. Здесь опустили, к сожалению, общепризнанные принципы и нормы международного права. Вопрос опять остался открытым. Если есть коллизия между международным договором, заключенным Россией, например, и Белоруссией, а в Гражданском кодексе написано иное, то действует международный договор. Но вот если нет международного договора, а есть общепринятые принципы и нормы европейские, мировые, акты о политических правах и т.д., то, к сожалению, ответа на этот вопрос нет. Тем более, что здесь говорится только о гражданских правах, а не о политических. О политических правах говорится только в Конституции. А о приоритете там не написано, к сожалению.

Вопрос. Россия вступила в Европейский Союз. В свое время Комиссией по правам человека при Организации Объединенных Наций была принята резолюция о недопустимости принудительного выселения. Можно ли ссылаться на эту норму в связи с вступлением России в Европейский Союз?

Ответ. Видимо, можно. Но ни в Конституции, ни в ст. 7 Гражданского кодекса, о которой вы справедливо сказали, прямого ответа на этот вопрос нет. Как поступать в случае такой коллизии, наш законодатель нам не сказал.

Вопрос. В решениях судебной власти общей юрисдикции, от районного до Верховного суда, и их ответах отсутствует какая-либо правовая база и фактологическая база тоже. Порой решения абсолютно не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам. Даже доводы порой приводятся мифические. Может ли гражданин оскорбиться, что работники судов принимают его за идиота, которому можно написать любую абракадабру, и обратиться в квалификационную коллегию судей?

Ответ. Может. У судей нет дисциплинарной ответственности, она исключена законом о статусе судей, но есть квалификационная коллегия. Как раз сейчас в Московской области заседает Высшая квалификационная коллегия. Кстати, очень жестко работает и принимает очень много жестких решений. Так что вы можете обратиться в Высшую квалификационную коллегию. Ее возглавляет бывший председатель областного суда Ульяновской области, Жеребцов Анатолий Васильевич. Очень принципиальный человек.

Вопрос. Мы обращались и получили из Высшей квалификационной коллегии ответ, что обращаться в Высшую квалификационную коллегию можно только с жалобой на председателей областного и Верховного суда, но не на рядовых судей.

Ответ. В этом случае нужно сперва добиваться отмены Верховным или Конституционным Судом решения суда, чтобы потом уже поставить Квалификационную коллегию перед фактом, что это не только ваша точка зрения, а точка зрения вышестоящего суда, признавшего незаконность решения.

Вопрос. Правильно ли мы понимаем, что в соответствии с п.5 ст. 3 Гражданского кодекса, Постановление Правительства № 510 от 30.04.97, которое противоречит многим гражданским нормам и ст.ст. 52, 53 Конституции в части введения временных рамок, требования подлинных документов, принудительного отказа от собственности и т.д., — это постановление не подлежит применению?

В.Ершов. Я бы хотел дать общий ответ и тем самым ответить и на конкретный вопрос. Статья 3 — одна из величайших побед в Гражданском кодексе. Понятие «законодательство» означает только федеральные законы и кодекс. Больше ничего. Поэтому если в каком-то нормативном акте записано «в соответствии с законодательством», то надо искать федеральные законы. Не республиканские и не какие-то подзаконные акты, а только законы. Это первое.

Второе. В п.2 ст.3 написана и другая замечательная вещь: Гражданский кодекс имеет приоритет над федеральным законодательством. Насколько я знаю, такого положения нет ни в одной стране мира и ни в одном действующем кодексе Российской Федерации. Потому что, принимая кодекс, очень трудно предусмотреть будущее развитие страны, экономики, политики и заложить все идеи в собственно кодекс. Когда Государственная Дума стала принимать много законов, не соответствующих кодексу, стало ясно, что это была очень мудрая идея. И сегодня уже в некоторых других проектах кодексов эта идея тоже заложена. Например, в проекте Трудового кодекса записано, что Трудовой кодекс имеет приоритет над федеральным законодательством в области труда. Сегодня это еще один новый очень важный способ защиты гражданских прав: если какой-то закон, даже принятый после вступления в силу Гражданского кодекса, не соответствует Гражданскому кодексу, то нужно применять Гражданский кодекс, а не специальный закон.

И таких примеров очень много. Например, закон об акционерных обществах, в котором, к сожалению, очень много несоответствий с Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, в Гражданском кодексе написано, что акционерное общество всегда отвечает по долгам своего дочернего предприятия, если довело его до банкротства, а в законе об АО написано, что оно отвечает по долгам дочернего предприятия в случае, если заранее знало и предполагало, что последует банкротство. Да кто же признает, что это знал заранее и поэтому привел к банкротству? Это очевидное лоббирование тех, кто имеет огромные акционерные общества. Вот типичный пример, когда нужно руководствоваться не законом, а Гражданским кодексом. Подчеркиваю, не все это делают до сегодняшнего времени. Это первое.

Второе. Очень важно, что в ст.3 впервые написано, что президент может принимать нормативные акты в области гражданского права, только если имеется пробел. Т.е., если какие-то отношения урегулированы Гражданским кодексом или федеральным законом, то эти отношения не могут быть вторично урегулированы указом президента. Если же это происходит, а, к сожалению, это происходит, то и в таком случае нужно руководствоваться Гражданским кодексом. Например, кредиторы обязаны обращаться в суды с исками к должникам даже в том случае, если должник явно несостоятелен и перспективы исполнить решение нет. В результате решение принимается в пользу кредитора, но исполнить его невозможно, поскольку таково финансовое положение должника. Но, по указам президента, кредитор обязан обращаться в суд, хотя в Гражданском кодексе имеется ст.415 «Прощение долга», согласно которой любой кредитор, гражданин или юридическое лицо по своим соображениям, субъективным или объективным, может долг простить. Если вы у меня взяли в долг какую-то сумму, то мое право — подавать в суд на вас или нет. Об этом прямо написано в Гражданском кодексе.

Третье. Впервые написано, что правительство Российской Федерации и министерства, входящие в правительство, могут принимать нормативные акты в области гражданского права только в том случае, если им такое право предоставили Государственная Дума или президент соответствующим указом. Поэтому главное, что нужно проверить, по чьему поручению издан данный нормативный акт. Если такого поручения не было, то возникает вопрос, а имел ли право этот орган принимать такой нормативный акт.

И четвертое. Отвечаю на ваш конкретный вопрос: если в подзаконных актах есть ограничения, то нужно сослаться на Гражданский кодекс, специальные законы, ч.3 ст.55 Конституции, согласно которой только федеральным законом можно ограничить гражданские права.

Вопрос. Как действует ст.395 ГК по задержке заработной платы? Судьи применяют почему-то ст.81-прим КЗОТа от 1991 г., но не применяют ст.395 от 1995 г.

Ответ. Этому посвящена моя статья в № 11 за 1997 г. журнала «Российская юстиция»: «Применение Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса к трудовым отношениям». Действительно, разные судьи по-разному трактуют идею применения гражданского права к трудовым отношениям. И в Верховном суде тоже разное отношение к этому. Нет единой позиции. Я, как бывший судья и как человек, который занимается теорией права, гражданским правом, убежден, что в случае, если имеется пробел в трудовом праве, можно применять по аналогии нормы Гражданского кодекса, в том числе и ст.395. Но, подчеркиваю, это только в том случае, когда установлено, что средства имелись, но использовались не по целевому назначению. Если же средств не было или не удалось доказать, что средства были, так искусно их спрятали, то ст.395 не может быть применена, так как она относится к случаям задержки средств и их неправомерного использования. Поэтому нужно доказывать не просто, что зарплату не платили, этого недостаточно. А нужно доказать, что средства были, но использовали их не по целевому назначению. Вот в этом случае может применяться ст.395 ГК. Но это моя личная точка зрения, она очень немногими судьями воспринимается. Многие отвечают так на этот вопрос: в КЗОТе РФ, по которому мы строго работаем, такой нормы нет.

Мне кажется, только КЗОТом урегулировать многие отношения нельзя. И в теории права есть такое понятие — межотраслевая аналогия законов, когда мы ищем аналог в смежной отрасли права. Трудовое право, как известно, выросло из гражданского права. В свое время у нас вообще не было трудового права, было только гражданское. Поэтому, наверное, этим теоретическим приемом можно пользоваться. Я думаю, для трудовых споров лучшая статья — это ст.310 ГК, где говорится о том, что нельзя в одностороннем порядке изменять или прекращать взятые на себя обязательства, кроме случаев, установленных законом. Если в контракте записано, что можно зарплату уменьшить до минимальной или вообще не выплачивать в случае простоя, или если уменьшается зарплата односторонне, снимается односторонне совместительство и т.п., то опять же в КЗОТе на этот вопрос нет ответа. И надо исходить из принципа, заложенного в ст.310. Я хотел бы привести пример, который вы, наверное, все знаете, но он очень яркий и подходит к этому случаю.

Вы, очевидно, помните, что было Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 1994 г. о возмещении морального вреда, согласно которому можно было взыскивать моральный вред, в том числе в связи с трудовыми отношениями. В КЗОТе же об этом ничего не было сказано. Теперь в ст. 213 КЗОТ РФ написано, что моральный вред взыскивается, но только в случае восстановления на работу. Возникает следующий вопрос: а как быть в случае, если я не получал зарплату, а у меня дети болели и т.д.? Большинство судей, ссылаясь на эту ст. 213, отказывают во взыскании морального вреда. Мне кажется, это спорно, потому что в данном случае отношения не только чисто трудовые, но и гражданско-правовые, т.е. смешанные отношения. Это принципиально важно. В этом случае нарушается не только материальное благо, но и, если мы это докажем, жизнь, здоровье — то, о чем говорится в ст.150 Гражданского кодекса. Согласно этой статье моральный вред взыскивается в двух случаях: в случаях, прямо указанных в законе, и в случаях нарушения нематериального блага. Поэтому, если истец докажет, что нарушено нематериальное благо, например здоровье, и подтвердит это медицинскими справками, то должен быть взыскан моральный вред, но без ссылки на КЗОТ, в нем такой статьи нет.

В ст.2 п.2 Гражданского кодекса написано: «Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством». А нематериальные блага у нас нарушаются во многих отношениях. Вот еще пример. Жена подает на развод. Обычное дело, расторжение брака. Но жена говорит: «Плюс прошу взыскать моральный вред». За что? За то, что бил, унижал, изменял. Мы живем в маленьком городе, и все это знают. А Кодекс о браке и семье РФ не предусматривает возможность взыскания морального вреда. Можно ли в этом случае взыскивать моральный вред? Здесь есть два момента. Первый — это развод, здесь применяется Кодекс о браке и семье. Второй — нарушение нематериальных благ (если это доказано), и обращаться к Кодексу о браке здесь не нужно, а следует применять нормы Гражданского кодекса. Это случай, когда имеют место смешанные отношения. И вопрос только в доказательствах. Докажете нарушение нематериальных благ, значит, нужно взыскать вред.

Вопрос. Собственником жилья лицо признается не с момента подписания договора купли-продажи, а с момента передачи собственности и регистрации. Очень часто у наших переселенцев акт передачи отсутствует, хотя подписанный договор о купле-продаже есть. Действительно ли после подписания договора должен быть составлен и акт о передаче?

Ответ. Да, это вопрос важный. Я хотел бы напомнить, что в Гражданском кодексе Российской Федерации, если подняться от частного вопроса к общей проблеме, предусмотрены многие сделки, которые не требуют нотариального оформления. У нас практически нет государственных нотариусов, очень немного их осталось, есть только частные нотариусы. И очень мало сделок, которые требуют только нотариального оформления. Большинство сделок требует государственной регистрации при переходе права собственности в соответствии со ст.551 Гражданского кодекса РФ. Поэтому для перехода права собственности на недвижимость мало того, чтобы сделка была письменно оформлена и нотариально удостоверена, необходимо, чтобы она еще была зарегистрирована государством. Вопрос — кем? Сейчас закон о регистрации вступает в силу, но и там много вопросов. Пока регистрацию получают в Бюро технической инвентаризации (БТИ).

В Москве, например, был случай, когда покупатель и продавец заключили договор купли-продажи, удостоверили его нотариально, но продавец внезапно умер до регистрации сделки в БТИ. Возник вопрос: кто собственник? Наследники или покупатель? Покупатель деньги отдал, это нотариально заверено. Но он пока еще не собственник, потому что сделка не зарегистрирована. Что делать? Нужно вспомнить старый ГК, согласно которому наследники наследуют не только права, но и обязанности. Поэтому покупатель вправе обратиться в суд, как написано в п.3 ст.551 ГК, с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам. Потому что продавец умер. И суд должен вынести решение, на основании которого уже без воли наследников сделка должна быть зарегистрирована. Таким образом, переход права собственности на недвижимость происходит только после государственной регистрации сделки. Пока это регистрация в БТИ, а в перспективе — Министерством юстиции РФ и его департаментами на местах.

Какие же сделки по Гражданскому кодексу РФ сегодня должны быть нотариально оформлены? Это очень важный вопрос. Ст.162 Гражданского кодекса РФ говорит, что нотариально оформляются сделки, во-первых, указанные в законе, и, во-вторых, когда стороны настаивают на нотариальном удостоверении. Об этом говорится в федеральном законе о введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ. В самом Гражданском кодексе РФ упоминаются только две сделки, которые оформляются нотариально. Это ст.339 — договор залога недвижимого имущества, ипотека. И ст.584 — рента. Но согласно ст.7 закона о введении в действие части второй Гражданского кодекса предусмотрены еще три договора, которые пока, до вступления в силу закона о регистрации сделок, оформляются нотариально. Это ст.550 — договор купли-продажи недвижимости, ст. 560 — договор продажи предприятия как имущественного комплекса и ст.574 — дарение недвижимого имущества. Вот пять сделок, которые сегодня должны оформляться нотариально. А в будущем — только две сделки, по ст.339 и 584 Гражданского кодекса.

Вопрос. У меня вопрос по компенсациям переселенцам из Чеченской Республики. Комиссия по компенсациям приняла решение выплатить семье компенсацию по сегодняшней норме. Местная миграционная служба составляет список лиц, прошедших в данный момент комиссию, и направляет в ФМС. Дальше процедура в Министерстве финансов, и в обратную сторону — деньги. Части людей, которым компенсация была выделена, выплата была задержана на срок более месяца по вине миграционной службы. А за это время изменилась цена квадратного метра жилья. И люди, которые своевременно не получили выплату, обратились в комиссию с тем, чтобы для них была пересмотрена сумма компенсации. ФМС говорит, что никакого изменения суммы быть не может — как было на момент принятия решения, так и получайте. Хотя задержка была по вине ФМС.

Ответ. В Гражданском кодексе прямо написано, что Российская Федерация в целом, субъекты федерации и муниципальные органы являются такими же истцами и ответчиками в области гражданского права, как и обычные юридические лица, обычные граждане. Поэтому, если будет доказано, что незаконными действиями комиссии гражданам был причинен ущерб, то можно обратиться к комиссии как к обычным с точки зрения Гражданского кодекса ответчикам. Например, здесь может работать ст.395 «Проценты за задержку чужих денежных средств», если это были средства переселенцев. Если вы сможете доказать, что деньги были, но использованы на какие-то другие цели, то можно затребовать все движение денег по счетам этой комиссии, установить, как они расходовались. И, как и любой другой ответчик, комиссия должна отвечать в таком случае по нормам Гражданского кодекса. Но тут может быть скрыт более сложный вопрос финансовых отношений. Очень часто налоговая инспекция безакцептно списывает средства с юридического лица, без его согласия. А потом юридическое лицо доказывает, что списание было незаконным. И возникает вопрос, можно ли санкции, предусмотренные гражданским правом, применять к налоговым органам, к финансовым органам и т.д. К сожалению, в п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ написано, что гражданское законодательство не регулирует финансовые и налоговые отношения. Но в данном случае, и это очень важно, отношения не чисто финансовые, налоговые, не чисто административные, а уже смешанные. С одной стороны, они налоговые, а с другой — гражданско-правовые. А в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.96 о применении части первой Гражданского кодекса РФ написано, что если был причинен ущерб незаконными действиями налоговых, финансовых и других органов, то с них могут быть взысканы убытки — по ст.15 Гражданского кодекса РФ. Вот ответ на ваш вопрос: да, только нужно это доказать.

Вопрос. А моральный вред можно взыскать?

Ответ. По процедуре — это зависит от конкретного дела, надо доказывать, что моральный вред был причинен. Моральный вред взыскивается согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.150). Вы должны доказать, что какое-то нематериальное благо было нарушено. Наиболее типичный пример, конечно, здоровье. Если не сможете доказать, то скорее всего вам в иске откажут.

Вопрос. Выехав в 1996 г. из Чечни, вынужденные переселенцы не получили заработную плату за пять, десять и более месяцев. Сейчас иски к предприятиям, расположенным на территории Чеченской Республики, не принимаются. Но есть предприятия, которые входят в состав Минстроя РФ, РАО ЕС и др. Можно ли и как предъявить им финансовые иски?

Ответ. Согласно ст.56 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо отвечает по своим долгам только своим имуществом. И только в случаях, указанных в законе, по долгам юридического лица отвечают иные лица. В вашем случае, если это филиал в Чечне какого-то юридического лица, которое находится в Москве, тогда проблем нет: отвечает юридическое лицо в целом. Если же было юридическое лицо в Чечне, то никакое другое юридическое лицо не отвечает по его долгам. Кроме случаев, если они давали какие-то обязательства, гарантии. К сожалению, вряд ли это было. Если же это филиал, то нужно искать юридическое лицо, к которому относится этот филиал, и обращаться к нему.

Вопрос. Каким образом будут отвечать по сбережениям, которые остались в Чечне, в Грозном? Ко мне обращаются: вот у нас сберкнижки на руках, но мы ничего получить не можем.

Ответ. В данном случае нужно посмотреть, в каком банке лежали сбережения, и обращаться к этому банку. Если это был Сбербанк Российской Федерации, он как юридическое лицо отвечает по вкладам в своих филиалах на всей территории страны. Если это был банк — самостоятельное юридическое лицо в Чечне, то ничего не сделаешь.

Вопрос. Кто должен быть ответчиком по искам о возмещении морального и материального ущерба, нанесенного гражданам судебными решениями?

Ответ. В Гражданском кодексе имеются статьи 1069 и 1070. Согласно ст.1069, государство в целом в лице Минфина и Казначейства отвечает за действия органов федеральной государственной власти. А в ст.1070 говорится конкретно об ответственности суда и судьи. Судья лично материальной ответственности не несет. Так написано в законе о статусе судей. Почему? Потому что он решение или приговор выносит от имени Российской Федерации. Т.е. не я, например судья Ершов, выношу решение, это государство выносит решение. Поэтому отвечает за действия судьи, условно говоря, Российская Федерация. Но согласно ст.1070 Гражданского кодекса, ответственность возникает только в том случае, если имеется приговор суда, вступивший в законную силу. Тогда вам нужно обращаться с иском к Министерству финансов, Казначейству, и суд должен вынести решение о взыскании материального ущерба с государства. Регресса, если государство выплатит за действия судьи, к судье нет. Этот вопрос мы постоянно с судьями обсуждаем. Достаточно часто решения выносятся, мягко говоря, спорные не потому, что судья таков, а потому, что такое законодательство и такие доказательства.

Вопрос. А если были оскорбления со стороны судьи?

Ответ. Если он это делает как гражданин, то лично, как гражданин, отвечает. Если он вынес решение, расписался, он уже судья. Здесь нужно разделить: на работе я судья, после работы я гражданин. Если такое случилось на работе, то нужно ставить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении судьи. Если такой приговор состоится, тогда возмещение материального ущерба возможно.

А с некорректным поведением судей вариант только один: квалификационная коллегия. Сейчас на выходе Закон о судебном департаменте. Суды уходят из Министерства юстиции. Организационными, материальными и подобными вопросами будет заниматься судебный департамент. Будет назначен глава судебного департамента. По рангу — министр. В регионах будут соответственно региональные департаменты. Эти ведомства будут заниматься только хозяйством: ремонт, здания и т.д. Все остальное — только квалификационная коллегия.

Вопрос. Согласно Конституции и Гражданскому кодексу Российская Федерация является субъектом и несет всю ответственность перед своими гражданами. При подаче в суд исков о возмещении материального ущерба и морального вреда в связи с известными действиями в Чечне ответчик — государство. В соответствии с решением № 6/8 от 01.07.96 совместного Пленума Верховного и Высшего Арбитражного судов по данной категории дел ответчиком является Российская Федерация и в качестве ответчика выступает Казначейство. Но в Казначействе говорят: «А мы ни при чем. Мы ничего не знаем». Можете ли вы тут что-то пояснить?

Ответ. Вы все правильно сказали. Казначейство само, конечно, делать ничего добровольно не будет. Должно состояться решение суда.

Вопрос. В законе о вынужденных переселенцах впервые определено такое понятие, как фонд жилья для временного поселения переселенцев. Но одним законом о вынужденных переселенцах мы руководствоваться не можем. Чья должна быть инициатива, Думы или президента, чтобы было какое-то постановление или закон именно об этом жилье, так как весь механизм его распределения неизвестен? Кто и по чьей инициативе может такое положение принять?

Ответ. Вопрос не простой. Жилищный фонд относится к муниципальной собственности. И потому мне кажется, распорядиться собственностью может только собственник, т.е. муниципалитет. Скажем, какой-то районный муниципалитет в Санкт-Петербурге. Это с одной стороны. С другой стороны, это может быть государственный жилищный фонд, который тоже может выделять площадь. Ясно, что в федеральном законе есть пробелы. Наверное, Государственная Дума должна была это дописать, додумать. Попробуйте через вашего депутата поднять в Думе этот вопрос.

Вопрос. Действуют ли нормы обязательственного права Гражданского кодекса в тех случаях, когда обязательства проистекают не из договоров, а из всевозможных постановлений административных органов? В какой степени это применимо к Казначейству и его районным отделениям, которые отказываются выплачивать компенсации по решению районных администраций беженцам, переселенцам и другим категориям, часто попадающим в сферу таких обязательств? Я имею в виду законные административные постановления, которые содержат государственные денежные обязательства, исполнение которых возложено на Казначейство в виде районных отделений. Но эти обязательства не исполняются, деньги не выплачивают по тем или иным причинам. Распространяются на такую ситуацию нормы обязательственного права, которые фигурируют в Гражданском кодексе? На это можно опираться?

Ответ. Да. Если это связано с возмещением. Согласно Гражданскому кодексу, гражданские права и обязанности возникают не только из договоров, но и из нормативных актов. Поэтому если обязательство возникло из нормативных актов, в частности закона, то возникают гражданские права и соответствующие обязанности.

Вопрос. Ваше отношение к такой ситуации: у нас в Рязани один из судов взял практику не принимать граждан в приемные дни и часы, а выдавать за два-три месяца талоны на прием. У людей могут быть очень срочные дела. Вынужденным переселенцам из Чеченской Республики срочно надо подавать документы на компенсацию, необходимо устанавливать юридические факты, а им талончики выдают на конец декабря.

Ответ. Такое, к сожалению, происходит не только в Рязани, но и во многих других регионах. У судей тоже свои проблемы, и вы их, я думаю, знаете. Работа тяжелейшая, зарплата небольшая. Условия, в которых они работают, вы видите. Конечно, с такой практикой нельзя согласиться. Но часто это не самоуправство конкретного судьи, а вынужденная мера. Строго нигде не написано, как должен принимать судья. Вам нужно обращаться в вышестоящий суд, в Квалификационную коллегию, чтобы такая практика была прекращена.

Вопрос. Может ли Верховный суд установить приоритет рассмотрения дел?

Ответ. Нет. Раньше дела передавались из одного суда в другой по разным причинам. Сегодня это невозможно по Конституции. У нас есть принцип, что каждый гражданин имеет право на своего судью. Это очень справедливо и очень здорово. И поэтому Верховный Суд, когда к нему сегодня приходят с просьбами передать дело в какую-то другую область, говорит «нет», руководствуясь Конституцией РФ.

Вопрос. Как должен решаться вопрос возмещения дополнительных расходов в связи с повреждением здоровья, если в момент рассмотрения дела судом я еще не могу подтвердить, но в будущем принесу документы по расходам на лечение, уход и т.д.?

Ответ. В этом случае может быть два варианта действий. Первый — просить судью записать в решении: «Взыскать с ответчика стоимость, например, проезда, лечения и т.д. такому-то человеку». Потом уже, когда принесете конкретные документы, судья вынесет определение и разъяснит свое решение, что эта стоимость выражается в такой-то сумме. И эту сумму уже взыщет судебный исполнитель. А второй вариант — слушать дело, когда уже будут соответствующие справки, документы, тогда уже конкретную сумму взыскать. Вы сами должны выбрать, как поступить.

Вопрос. Принятие закона о беженцах можно рассматривать как вновь открывшиеся или вновь возникшие обстоятельства?

Ответ. Нет, закон — это не вновь открывшееся обстоятельство. Если внимательно почитать ГПК и УПК в этой части, речь идет о фактических обстоятельствах, которые были, но о них почему-то не было известно. Только в таком случае это вновь открывшиеся обстоятельства. Бывает желание расширить понятие «вновь раскрывшиеся обстоятельства» и говорить о том, что это новый закон и т.д. Но это неправильно.

Вопрос. В Постановлении правительства № 106 от 28.01.97 сказано, что можно для получения ссуды отдавать под залог приобретаемое жилье. До сих пор механизм такого залога не разработан, а требуют поручительство двух лиц.

Ответ. Если есть в нормативном акте альтернатива, то выбирает вариант, на мой взгляд, не государственный орган, а гражданин. А государственный орган должен обеспечить возможность альтернативы. Это теоретически.

А практически это уже вопрос соответствующей службы. Нужно искать специалистов. Приведу пример, чтобы был понятен мой ответ. Если освобождается комната в коммунальной квартире и если я, наниматель другой комнаты в этой квартире, не имею права ее присоединить бесплатно, то по закону об основах федеральной жилищной политики я могу освободившуюся комнату или купить или получить по договору аренды. Но тут всегда возникает вопрос: а кто определяет, какой вид договора? Аренда или купля-продажа? В Москве и Питере пошла мода — определяет наймодатель: как мы скажем, так и будет. У меня, например, нет денег, чтобы купить, а мне говорят: «Покупай». Я не купил, значит, комнату заселяют и опять получается коммунальная квартира. Поэтому мы проводим здесь жесткую линию: выбирает гражданин, поскольку закон говорит, что это право на его стороне. Я думаю, вам нужно будет настаивать на залоге, а если не получится, обжаловать незаконные действия миграционной службы.

Вопрос. Для получения ссуды доход семьи должен быть намного выше того необходимого уровня, который достаточен, чтобы ее возвратить. Но делается такой расчет: берется средний прожиточный минимум в каждом регионе, к нему прибавляется та сумма, которую в среднем в год следует возвращать. Годовой доход должен перекрывать получившуюся сумму. Правильно ли это?

Ответ. Давайте уточним, какие это отношения. В данном случае отношения гражданско-правовые. А для гражданско-правовых в Гражданском процессуальном кодексе определено, что удержание производится только в размере, как правило, двадцати процентов. Но вопрос о процентах, я думаю, должен быть договорным. Допустим, стороны не пришли к соглашению. В Гражданском кодексе имеется статья № 445 «Заключение договора в обязательном порядке», согласно которой, если сторона уклоняется от заключения договора, а в соответствии с законом договор должен быть заключен, то она его обязана заключить. В случае, когда возникает какой-то преддоговорный спор, например по процентам, можно спорить в суде и обязывать заключить договор на приемлемых для заинтересованной стороны условиях.

Вопрос. Семья, где муж получает статус вынужденного переселенца, а жена не получает, потому что приехала позже и обстоятельства не позволили ей получить этот статус. Право на ссуду имеет только муж. Дети несовершеннолетние. Почему в этом случае дети не учитываются при определении размера ссуды?

В.Ершов. Давайте мы у коллеги уточним, почему статус не дали в этом случае?

Г.Аникиева. Матери, возможно, и не дали по каким-то обстоятельствам статус, но детей обязаны внести в книжку к отцу, т.е. к одному из родителей, и несовершеннолетние дети должны быть учтены.

Вопрос. О получении гражданства. Люди прибыли из Азербайджана. Чтобы получить паспорт, им предлагают получить и гражданство. Им говорят: перед тем, как получить российское гражданство, откажитесь от всего имущества, всех прав, всего, что у вас осталось в Азербайджане. Правильно это?

В.Ершов. Такое условие, я думаю, незаконно. У нас возможно и двойное гражданство. Я даже этот вопрос хотел бы расширить. Вот мы занимались изменениями закона о гражданстве. Там совершенно серьезно обсуждалось предложение: если у несовершеннолетнего ребенка есть опекун и опекун меняет гражданство, то автоматически должен менять гражданство и подопечный.

Реплика из зала. Абсурд какой-то.

В.Ершов. Совершенно серьезно это обсуждалось.

Реплика из зала. Ребенку надо дать время подумать, какое ему брать гражданство. Решать это он должен в шестнадцать лет при получении паспорта.

Правозащитник Шепида Виталий Данилович

Комментариев нет:

Отправить комментарий